Новое исследование: почему время течет быстрее с возрастом

Ученые, возможно, приблизились к пониманию того, почему время течет быстрее по мере того, как мы стареем, — и сканирование мозга людей, смотревших старое шоу Альфреда Хичкока, помогло им ответить на этот вечный вопрос.
В исследовании, опубликованном в журнале Communications Biology, учёные использовали данные Кембриджского центра старения и нейронауки (Cam-CAN), долгосрочного исследовательского проекта по изучению старения мозга. В общей сложности 577 человек ранее посмотрели отрывок из старого телесериала «Альфред Хичкок представляет». Во время просмотра отрывка участники исследования получали результаты функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ), которые позволили бы оценить изменение активности мозга участников с течением времени.
Этот конкретный клип был выбран, поскольку предыдущие исследования показали, что, по сравнению с другими видеоклипами, он вызывает наиболее синхронные паттерны мозговой активности у самых разных зрителей. Это делает его идеальным для изучения того, как мозг разделяет и отслеживает разворачивающиеся события.
На момент сканирования мозга участникам было от 18 до 88 лет. Исследователи получили доступ к этим записям фМРТ и проанализировали их с помощью так называемого метода жадного поиска границ состояний (GSBS).
Как следует из названия, этот компьютерный алгоритм обнаруживает переходы между устойчивыми паттернами мозговой активности. Он делает это «жадно», то есть распознаёт эти изменения момент за моментом, не принимая во внимание общую структуру повествования в более длительной временной шкале.
В течение восьмиминутного видео мозг пожилых участников реже переключался в новые состояния активности, и эти состояния длились у них дольше, чем у молодых. Эта тенденция сохранялась во всем возрастном диапазоне от 18 до 88 лет.
Авторы объяснили свои наблюдения, что пожилые люди демонстрируют меньше переходов между нейронными состояниями, явлением, известным как возрастная нейронная дедифференциация. В этом процессе активность различных областей мозга становится менее специфичной с возрастом. Например, у молодых людей группы нейронов в селективных для лиц областях более избирательно реагируют на лица как на категорию, но у пожилых людей эти группы нейронов активируются чаще для объектов, которые не являются лицами. Это обобщение — на уровне более широких групп нейронов, а не отдельных нейронов — может быть верно для мозга в целом и может затруднять распознавание того, где заканчивается одно событие и начинается другое, предположили авторы исследования.
Однако нейронная дедифференциация не всегда может объяснить, почему время летит так быстро, когда вы становитесь старше.
Джоанна Шадура, лингвист из Университета Марии Кюри-Склодовской в Польше, изучает, как язык формирует наше восприятие времени. Она заявила, что гипотеза учёных обоснована, но добавила, что необходимо также учитывать, что у каждого из нас есть две шкалы времени.
Общество делит время линейно на часы, дни и годы, в то время как наша внутренняя шкала подчиняется логарифмическим законам. Например, год составляет 20% жизни пятилетнего ребёнка, но лишь 2% жизни пятидесятилетнего. Следовательно, восприятие времени зависит не только от количества нейронных «событий» в мозге, но и от внутреннего нелинейного способа измерения времени.
Исследователи отметили, что пожилые люди все еще способны субъективно ощущать время более полным.