Как небольшой якорь удерживает на месте огромное судно

Освоив судоходство во времена бронзового века, древние люди изобрели якорь, в качестве которого обычно использовали камень. Прошли тысячи лет и конструкция якорей значительно усложнилась, однако основной принцип остался таким же — маленький якорь удерживает на месте большое судно. Как это возможно?

Коммерческие суда достигли сегодня таких исполинских размеров, что на их фоне даже самой большой якорь выглядит совсем крошечным. Как вообще возможно, что маленький якорь держит на месте танкер или сухогруз, масса которого измеряется десятками или даже сотнями тысяч тонн? Например, самый большой в мире якорь весил 36 тонн — он находился на танкере Seawise Giant, масса которого с грузом составляла 560 тысяч тонн.

Для понимания принципа работы якоря нужно знать о двух нюансах. Во-первых, якорь не должен удерживать вес судна, т.к. его компенсирует сила Архимеда. Якорь должен противодействовать течению или ветра, но и не более того.

Во-вторых, основную роль в удерживании судна играет не сам по себе якорь, а якорная цепь. То есть, для фиксации судна на дно опускается часть цепи, длина которой обычно больше глубины в пять-семь раз. Корабль в итоге удерживается на месте благодаря силе трения цепи о дно и ее массе.

Мне нравится
31