Войти

В чем состоит притягательность «Девушки с жемчужной сережкой»

У многих людей, стоящих перед «Девушкой с жемчужной сережкой» Яна Вермеера, в мозгу происходит что-то необычное. Голландская картина XVII века долгое время завораживала зрителей, но теперь ученые считают, что им удалось раскрыть причину ее удивительной привлекательности. Оказывается, секрет кроется в уникальном способе взаимодействия нашего мозга с картиной.

Впервые нейробиологи измерили активность мозга, пока люди смотрели на «Девушку», и результаты оказались поразительными. Исследователи обнаружили, что картина вызывает уникальный неврологический эффект, который они назвали «Устойчивая петля внимания».

«Устойчивая петля внимания» — это явление, при котором взгляд зрителя движется в повторяющемся цикле вокруг ключевых точек портрета. Когда вы смотрите на картину, ваш взгляд сначала падает на взгляд девушки, затем на ее рот, затем на жемчужную сережку и снова на ее глаза. Этот цикл удерживает ваше внимание на месте, затрудняя отвод взгляда.

«Вы должны обращать внимание, хотите вы этого или нет», — сказал Мартин де Мунник, исследователь из Neurensics, компании, которая провела исследование по заказу музея Маурицхейс в Гааге, где хранится знаменитый портрет. «Вы должны любить ее, хотите вы этого или нет», — добавил исследователь.

Исследование использовало технологию отслеживания глаз в сочетании с электроэнцефалограммой (ЭЭГ) и МРТ-сканированием мозга у 20 добровольцев. Оно показало, что чем дольше человек смотрит на картину, тем глубже он с ней связывается. Это может помочь объяснить, почему «Девушка с жемчужной сережкой» входит в число самых любимых произведений искусства в мире.

Команда также обнаружила, что часть мозга, известная как предклинье, была сильно активирована во время просмотра. Эта область связана с сознанием и саморефлексией, что предполагает, что шедевр Вермеера может затрагивать что-то личное и интимное внутри каждого зрителя.

«Было предсказуемо, что «Девушка» будет особенной. Но «почему» также стало для нас сюрпризом», — признался де Мунник.

Исследователи также придумали демонстрацию, чтобы представить вещи в перспективе. Реакции мозга участников регистрировались не только во время просмотра картины, но и в неожиданный момент: резкая остановка в стеклянном лифте музея. Когда лифт поднимался, он проехал над мраморной плитой пола, внезапно остановившись — опыт, который, как и ожидалось, мгновенно привлек внимание добровольцев.

Эта кратковременная остановка показала оценку «внимания» 0,44 из 1. Это естественная, повышенная осведомленность, которая возникает в ответ на внезапные физические толчки, которые сигнализируют о потенциальной опасности. «Если вы поднимаетесь в лифте, и он трясется, вы испытываете шок... и это привлекает много внимания, что логично: вы можете умереть или прожить неделю без еды», — объяснил де Мунник.

Но даже этот резкий момент превзошла « Девушка с жемчужной сережкой», которая набрала уровень внимания 0,48. Тот факт, что картина вызвала более сильную реакцию, чем внезапный шок, говорит о ее силе. «Даже в этом случае « Девушка» вызывает больше внимания мозга, чем что-то потенциально опасное», — сказал де Мунник. «Она требует вашего внимания и, хотите вы того или нет, заставляет вас смотреть дольше».

Помимо изучения того, как люди реагируют на картину, исследователи также интересовались, может ли просмотр репродукции «Девушки с жемчужной сережкой» вызвать ту же неврологическую реакцию, что и личное посещение шедевра в музее. Их выводы были интригующими: эмоциональная реакция на просмотр оригинальной картины лично была в десять раз сильнее, чем когда участники рассматривали постер или репродукцию.

Мне нравится
34