У экзотических домашних животных римских офицеров были свои домашние животные

Три десятка обезьяньих захоронений в древнем порту Береника на Красном море свидетельствуют о том, что римская военная элита содержала экзотических приматов в качестве любимых спутников, снабжая их погребальным инвентарем и собственными животными-компаньонами! Это невероятное открытие меняет прежние представления о содержании домашних животных в древности и представляет собой первое археологическое свидетельство торговли живыми животными из Индии в Римскую империю в I и II веках н.э.
Археологи, работающие на кладбище животных в Беренике, обнаружили останки трёх десятков приматов, что знаменует собой существенный сдвиг в римских традициях содержания домашних животных. Ранее несколько скелетов обезьян, обнаруженных на других римских памятниках, включая скелет, погибший во время извержения Везувия в Помпеях, принадлежали исключительно берберийским макакам из Северной Африки. Эти животные были завезены из пределов империи, что делало их относительно доступными для состоятельных римлян.
Обезьяны Беренике представляют собой нечто совершенно иное. Анализ, опубликованный в Journal of Roman Archaeology, идентифицировал их как макак-резусов и макак-боннетов, а также один экземпляр гриветов. Все они происходят либо из южной Индии, либо из долины Инда на севере Индии. Это открытие представляет собой первое зооархеологическое свидетельство перевозки живых животных из Индии на римские территории, расширяя наше понимание древних торговых связей Красного моря.
Погребальные обряды в Беренике демонстрируют исключительный статус этих приматов у их римских владельцев. Среди других домашних животных, обитавших на этом месте, в первую очередь кошек и некоторых собак, обезьяны пользовались особым вниманием. Один скелет, датируемый началом I века н. э., был обнаружен рядом с останками поросёнка, а также парой крупных ракушек, плетёной корзиной и куском ткани, сложенным так, чтобы напоминать тряпичную куклу. По мнению исследователей, эти предметы, несомненно, принадлежали молодой макаке при жизни.
В другом захоронении обезьяны были обнаружены останки щенка и котёнка, что свидетельствует о наличии у примата связей с другими животными. Ещё одно захоронение содержало надгробный камень, отражающий обычаи, характерные для человеческих захоронений. Исследовательская группа предполагает, что эти погребальные принадлежности представляли собой самые ценные прижизненные сокровища обезьян, возможно, предназначенные для облегчения их перехода в загробную жизнь.
Такие сложные погребальные обряды согласуются с трудами Плиния Старшего, который документально подтвердил, что римляне считали приматов обладателями получеловеческого статуса, заслуживающими особого внимания и обращения в римском обществе.
Наличие ограничительных ошейников у некоторых особей указывает на то, что обезьян держали на поводках, а переливающиеся ракушки и деликатесы, найденные в могилах, вероятно, служили маркерами статуса. Близость захоронения к римскому военному объекту в Беренике позволяет предположить, что эти экзотические животные принадлежали офицерам легиона и другим представителям элиты, служившим в этом пограничном порту.
Хотя римские офицеры, несомненно, дорожили своими спутниками-обезьянами, данные свидетельствуют о том, что им было трудно обеспечить должный уход за этими экзотическими животными. Многие скелеты обезьян демонстрировали признаки недоедания, что указывало на трудности содержания приматов вдали от их родной среды обитания. Пищевые потребности и условия содержания индийских макак были бы трудновыполнимы в суровом пустынном климате Береники даже для богатых римлян, имевших доступ к импортным товарам