Городские одуванчики эволюционировали, чтобы оставаться ближе к дому

Одуванчики, произрастающие в центральных районах Японии, адаптировались к жизни в большом городе — возможно, даже слишком сильно. Как сообщают ученые в журнале Biology Letters, городские семена эволюционировали таким образом, чтобы переноситься на меньшие расстояния, чем их сельские собратья, что потенциально может привести к проблемам инбридинга, угрожающим этим городским популяциям.
Биологи взяли образцы одуванчиков в префектуре Айти, центральном районе Японии, где расположен Нагоя, четвертый по численности населения город страны, и где зеленые зоны в исторических местах служат средой обитания для одуванчиков среди высотных зданий. Команда обнаружила растения на лугу площадью 2000 квадратных метров в центре территории замка Нагоя, крепости XVII века, и на травянистой насыпи вдоль километровой пешеходной дорожки прямо у святилища Астута, религиозного сооружения II века. Команда также взяла образцы у сельского населения на открытых лугах этого района в небольших городах, Тоёаке и Оказаки.
Исследователи обнаружили, что объем паппи — парашютоподобных структур, позволяющих семенам улетать в воздух, — у одуванчиков, растущих в сельской местности, был более чем в два раза больше, чем у городских растений. Возможно, это связано с тем, что семена, которые улетают за пределы своих небольших полей, погибают во время своих опасных городских путешествий, что делает энергозатраты на создание более крупного парашюта менее оправданными.
Эта адаптация — остроумный ответ растений на окружающую среду, но в долгосрочной перспективе она может быть проблематичной. Как выяснила исследовательская группа, городские одуванчики обладали в 10 раз меньшим генетическим разнообразием, чем их сельские аналоги, предположительно потому, что все они опыляли своих ближайших соседей. В результате, по словам авторов, эти популяции рискуют столкнуться с генетическим коллапсом. Согласно исследованию, сохранение городских растений, включающее поддержание лугов и «зеленых коридоров», соединяющих изолированные местообитания, может обратить вспять процесс генетических коллапсов в популяциях, находящихся на грани исчезновения.