Войти

Валерий Ободзинский. Он не просто пел про любовь...

77 лет назад, 24 января 1942 года, родился Валерий Ободзинский.

Одесса подарила нам уникального певца Валерия Ободзинского. Мальчик, живший в коммуналке, сумел пробиться на эстрадный олимп СССР даже без музыкального образования. Его лирический тенор был выкован самой природой, а огранен в процессе тысяч выступлений, которые он дал во всех уголках Союза. «Эти глаза напротив», «Сколько девчонок на свете», «Колдовство» в его исполнении сводили с ума советских женщин. К тому же он знакомил слушателей с творчеством Тома Джонса, Джо Дассена, Демиса Руссоса. Грампластинки «с Ободзинским» разметались.

Детство и юность

Валерий Ободзинский родился 24 января 1942 года в Одессе. Это было трудное военное время, когда родной город будущего певца был оккупирован фашистами. Родители маленького Валеры ушли на фронт, поэтому его и дядю Леонида воспитывала бабушка.

Получив школьный аттестат, Валерий сразу же пошел работать. Он устроился кочегаром на один из пароходов, потом занимался развлечением отдыхающих и даже трудился в мебельной артели, изготавливая замки для шкафов. Но все это было не то: молодой человек чувствовал, что его призвание совершенно в другом.

В этом свете поступление в музыкальное училище города Томска 16-летнего юноши выглядело вполне естественным и объяснимым. Здесь Валерий приобрел навыки игры на контрабасе. В далекую Сибирь Ободзинский отправился вместе с неким администратором-вербовщиком, предложившим вместе с учебой ездить по сибирским весям с концертами. Он был зачислен официально в штат местной филармонии и начал гастрольную деятельность.

Начало яркой карьеры

Выступления Ободзинского в разных сибирских городах имели большой успех, но не позволяли развиваться его вокальной карьере. В этом плане судьбоносным для Валерия оказался 1964 год, когда он познакомился с П. Шахнаровичем, ставшим позднее директором его ансамбля, а в те времена выступавшим в оркестре О. Лундстрема. Позднее Шахнарович вспоминал, что на концерте в Норильске увидел молодого исполнителя, который замечательно играл на контрабасе и очень прилично пел. По приезде в столицу он порекомендовал Ободзинского Лундстрему, и тот взял его к себе. Переехав в Москву и поднабравшись опыта профессиональных выступлений, Валерий стал активно сотрудничать с молодыми авторами, исполняя их песни. А вот звездные композиторы предпочитали обходить Валерия стороной, видимо, считая его выскочкой.

В зените славы

Вскоре молодой тогда композитор Д. Тухманов доверил Ободзинскому свои две песни, ставшие впоследствии знаменитыми, — «Эти глаза напротив» и «Восточная песня». Дебют последней состоялся в 1967 году на новогоднем «Огоньке и имел колоссальный успех. Слава Ободзинского в это время нисколько не уступала культовым И. Кобзону и Э. Хилю.

Первая пластинка Валерия, увидевшая свет в 1967 году, была распродана тиражом в 13 млн экземпляров. По словам арт-директора певца П. Шахрановича, до середины 70-х годов Ободзинский давал по 14-15 концертов за декаду, на которых всегда был аншлаг. Это позволяло ему зарабатывать в десять раз больше далеко не бедного секретаря обкома. Но такой график был работой на износ, и временами его настигало физическое и нервное истощение.

В 1973 году Ободзинский начинает петь в ансамбле «Верные друзья», ранее называвшемся «Москвичи». Валерий Владимирович стал солистом и художественным руководителем коллектива. За четыре года сотрудничества было выпущено множество песен, в том числе для кинофильмов. В 1977 году Валерий покидает ВИА и вскоре присоединяется к ансамблю «Диско», возглавляемому И. Петренко. По воспоминаниям одного из музыкантов, во время гастролей Ободзинский регулярно принимал антидепрессанты и успокоительные средства. Но на сцене он был неподражаем, и публика ломилась на его концерты, а его акапельное исполнение песни «Мама» трогало многих женщин до слез.

Опальный певец

Несмотря на всенародную любовь, Валерий Ободзинский никогда не был особо обласкан властью. Его песни неоднократно запрещали, находя в репертуаре некие крамольные вещи. К примеру, одно время властями было наложено табу на исполнение «Восточной песни», которые заподозрили неполиткорректность во фразе про точки после буквы Л накануне векового юбилея Ленина. В 1971 году на концерте тенора побывал министр культуры РСФСР Попов, который после этого запретил его выступления на территории республики. И хотя спустя год ограничение было снято благодаря протекции завотделом культуры ЦК Шауро, обожавшем Валерия, неприятный осадок от этого остался.

Не приветствовалось и излишне раскованное поведение певца на сцене, которое сравнивали с худшими западными образцами. Добавляло негатива и личное неприятие Ободзинского со стороны министра культуры СССР Е. Фурцевой, а также главы Гостелерадио С. Лапина. Реноме слащавого и несерьезного исполнителя, репертуар которого не соответствует образу советского певца, закрыло ему дорогу на телеэкраны. Не жаловали его и московские чиновники.

Один из них даже специально звонил директору Театра эстрады с требованием отменить большую часть концертов, запланированных на целый месяц вперед.

Творческий кризис

Со второй половины 70-х годов в карьере Ободзинского наметился очевидный спад.

Выйти из крутого пике Ободзинскому помогали единицы. Большинство из тех, с кем раньше работал певец, старались не замечать его проблем. Одним из немногих, кто протянул руку помощи Валерию, стал Л. Дербенев, специально для него написавший несколько песен. Позднее благодаря настойчивости гражданской супруги А. Есениной он записал девять песен А. Вертинского. В 1994 году Валерий Владимирович выступил перед широкой публикой в концертном зале «Россия». Это был первый выход на сцену после долгого перерыва. Несмотря на употребление алкоголя и наркотиков, Ободзинский сумел сохранить свой феноменальный голос, сорвав бурные аплодисменты собравшейся публики.

Затем певец возобновил гастрольную деятельность и проехал по сценическим площадкам нескольких российских городов. Последним публичным выступлением певца стали съемки в телепередаче «Золотой шлягер».

Он подкупал искренностью, бившей порой через край. Так же честен был и в своих высказываниях. «У меня была своя тема. Я певец любви. Каждый человек должен делать то, что он умеет делать хорошо. Это мой принцип.Жаль, ненадолго…

Умер певец 26 апреля 1997 года. Ему было всего 55 лет.

Мне нравится
68