Войти

Великолепная Екатерина Максимова

«Маленькая жемчужина» (baby, как ее называли на Западе) была абсолютным воплощением большого балета. В ней видели наследницу Улановой, но она несла на себе счастливый и нелегкий груз двух наследий — улановского и своего собственного, не менее великого, которое успела создать за 40 лет жизни на сцене. И сама по себе, и вместе с партнером и мужем Владимиром Васильевым она творила там чудеса, которые не могли оставлять равнодушными самых далеких от балета людей.

Екатерина Сергеевна Максимова родилась в Москве 1 февраля 1939 года. Хрупкая большеглазая девочка, живая и подвижная, мечтала стать пожарником или кондуктором трамвая. В самом крайнем случае балериной. Мама Кати долго колебалась, прежде чем отвести девочку на показ в хореографическое училище.

Сыграл свою роль от факт, что жили они в одном доме и были знакомы со знаменитой балериной Екатериной Гельцер, которая отметила у девочки несомненные балетные данные. Действительно, сложена Катя была словно для балета – худенькая, легкая, пропорциональная, подвижная и грациозная.

Судьба щедро одарила наследственными генами Екатерину Максимову: чья прабабушка была двоюродной сестрой Сергея Рахманинова и родной сестрой композитора Александра Зилоти. Ее дедушка Густав Шпет – известный философ, переводчик Гегеля, Диккенса и Байрона.

В детстве маленькая Екатерина мечтала стать летчиком или кондуктором. Но в девять лет девочка попала в театр и поняла: будет только балериной!

У нее были великие педагоги. Сначала Елизавета Павловна Гердт, знаменитая прима Императорского театра, чей отец был первым танцовщиком великого балетмейстера Мариуса Петипа. "Это большая, великая школа. Это великая культура. Это изумительный человек, профессионал высочайшего класса. То, что я к ней попала, - это счастье", - признавалась Екатерина Максимова. Потом - непревзойденная Галина Уланова - учитель и друг. Именно она выпускала на сцену молодую Катю. Она передала ей, как потом напишет сама Галина Сергеевна на памятной статуэтке, "все, что у нее было".
Обаяние маленькой девочки покоряло всех педагогов, но тревожил характер. Она была обидчива и строптива и доставляла учителям массу неприятностей своим непослушанием и дерзостью.

Репертуар первых лет Максимовой в Большом театре обширен и разнообразен, каждый сезон пополняется новыми партиями в классических и современных спектаклях: 1960 – Сильфида («Шопениана»), Водяница («Конек-Горбунок»), Лиззи («Тропою грома»), Коломбина («Медный всадник»); 1961 – Жанна («Пламя Парижа»), Мавка («Лесная песня»); 1962 – Мария («Бахчисарайский фонтан»), Муза («Паганини»), Маша («Щелкунчик»), Нимфа («Спартак», постановка Якобсона), Вакханка (хореографическая сцена «Вальпургиева ночь»); 1963 – Солистка – первая исполнительница («Класс-концерт», постановка А.М. Мессерера), принцесса Флорина – первая исполнительница в новой редакции Ю.Н. Григоровича балета «Спящая красавица»; 1964 – Золушка («Золушка», постановка Р.В. Захарова), принцесса Аврора («Спящая красавица»). Балерина – первая исполнительница редакции «Петрушки» (постановка Фокина) Боярского.
Драматический талант Максимовой не замыкался в рамках только балета – глубоким психологизмом отмечена ее работа в художественных фильмах.

Блестящее исполнение, необычная хореография, тонкий юмор завоевали балету "Старое танго" успех и популярность. Фильм стал обладателем главного приза фестиваля телефильмов "Злата Прага" и диплома смотра фильмов в Лондоне.

Многие ругали Максимову за эту роль, считая, что некрасиво так обходиться с балетом - искусством классическим и высоким Но бОльшая часть зрителей (и ценителей) поняли, что так танцевать может лишь великий мастер, который в академическом балете достиг вершины.

Интеллигентная хрупкая девочка и сын шофера, крепкий мальчишка, познакомились в Москве в конце сороковых. Володе тогда было девять лет, а Кате десять, и они были страстно увлечены балетом. Девочка долго не обращала на мальчишку особого внимания, а он в последнем классе балетного училища Владимир понял, что любит по-настоящему.

На его признание Катя ответила легким реверансом: это взаимно.
Максимову и Васильева называли великим дуэтом и в жизни, и на сцене. Их таланту аплодировали в 120 странах мира.
Английская королева и ее «коллеги» — королевы Дании, Швеции, Норвегии, Испании и Бельгии — кланялись этим гениальным русским артистам.

Через три года после прихода Максимовой в Большой был снят совместный советско-французский фильм «СССР с открытым сердцем» (1961), в котором влюбленные друг в друга артисты балета Большого театра Екатерина Максимова и Владимир Васильев должны были представлять страну с открытым сердцем.
За два дня до поездки на премьеру этого фильма в Париж они поженились, и так получилось, что образцовые советские молодые люди совершили по тем временам неслыханное — отправились в свадебное путешествие в столицу мира. Пропагандистский фильм оказался символичным: назначенные быть лучшими они таковыми стали и оставались всю жизнь; отправившись в путешествие по миру в юности, они успешно продолжили его, сначала в составе Большого балета, затем и в свободном плаванье.

Творческие замыслы Владимира Васильева и Екатерины Максимовой нашли свое воплощение на телевидении и в кинофильмах.
«Ведь именно здесь я могу танцевать партии из спектаклей, которые не идут в нашем театре, или выступать в балетах, специально созданных для телевидения», — отзывалась об этой стороне работы Максимова.
Большую популярность балерине принесли партии-роли в созданных специально для нее оригинальных телебалетах: Девочка ("Трапеция", 1970), Элиза Дулиттл ("Галатея", 1977), Петер ("Старое танго", 1979), Анюта ("Анюта", 1982), Примадонна ("Чаплиниана", 1987).

Балет для Екатерины Максимовой – это страсть и дело всей жизни. После окончания карьеры на сцене с 1982 года она начала преподавать в ГИТИСе, сейчас Российской академии театрального искусства, а уже в 1990 стала педагогом театра «Кремлевский балет». Но о пенсии было думать еще рано. Еще не так сильно манило спокойствие и размеренная жизнь с Владимиром Васильевым, как сцена и обучение молоденьких балерин.

Последний раз Екатерина Максимова вступила на сцену в 1999 году. Ее жизнь тогда была очень бурной и оставалась такой же через 10 лет. Тренировки, уроки, гастроли, массаж, редкие выходные, съемки и интервью…

И только 28 апреля 2009 года Екатерина Васильева не пришла в Большой театр на репетицию «Лебединого озера». В это время ее нашли мертвой в своей комнате. Пожилой матери балерины сообщили, что дочь скончалась от острой сердечной недостаточности.

А жизнь Екатерины была как один нескончаемый танец, полет, мгновение между прыжком на пуантах до того момента, когда туфли снова опускаются на твердую сцену. Танец всей жизни, танец во имя жизни.

Мне нравится
73