Войти

История семьи Овечкиных

8 марта 1988 года семья Овечкиных захватила и попыталась угнать пассажирский самолёт Ту-154.

8 марта 1988 года пассажиры Ту-154, выполняющего рейс из Иркутска в Ленинград, были в приподнятом настроении. Они ещё не знали, что летевшая с ними многодетная семья Овечкиных через несколько часов захватит самолёт и потребует лететь в Лондон.Поднимаясь на борт Ту-154, выполнявшего рейс по маршруту Иркутск – Курган – Ленинград, многие пассажиры строили планы на вечер: кто-то летел домой, кто-то в гости или по делам. У Нинель Овечкиной и её детей тоже был свой особенный план, к которому образцово-показательное семейство готовилось почти полгода, — угон самолёта и дерзкий побег из Советского Союза.

В 1983 сыновья организовали джазовый ансамбль «Семь Симеонов». Успех был колоссальным. Об одарённых музыкантах сняли документальный фильм. Государство, из крепких объятий которого они впоследствии захотят сбежать, дало многодетной матери две трёхкомнатные квартиры. Талантливую семёрку вне конкурса приняли в училище Гнесиных, но из-за гастролей и постоянных репетиций «Симеоны» оставили учёбу уже через год. В 1987 году Овечкиным выпал невероятный по тем временам шанс — поездка в Японию, где молодые дарования должны были выступать перед огромной аудиторией. Возможно, именно эти гастроли впоследствии подтолкнули братьев на страшное преступление. Вырвавшись из Союза, они больше не хотели жить «в стране очередей и дефицита».

Позже один из оставшихся в живых Овечкиных расскажет следствию, что во время заграничных гастролей молодым людям сделали выгодное предложение — хороший контракт со звукозаписывающей английской компанией. Уже тогда братья были готовы сказать да и остаться на чужбине. Но сделав это, они навсегда могли попрощаться с матерью и сёстрами, которых никогда бы не выпустили из Советского Союза. Тогда музыканты приняли решение, что в ближайшее время любой ценой уедут из «Совка».Около полугода примерное семейство разрабатывало план побега, оттачивало детали.

На борт самолёта они планировали подняться с несколькими самодельными бомбами и оружейными обрезами. Для провоза последних предприимчивые Овечкины специально изменили форму футляра для контрабаса — настолько, чтобы он не смог поместится на рентгеновский аппарат во время досмотра. Но их старания оказались излишними. Многие из работников аэропорта знали «Семь Симеонов» в лицо, поэтому 8 марта 1988 года, когда музыканты решились на преступление, никто и не думал проверять их багаж. Семья из одиннадцати человек беспрепятственно поднялась на борт Ту-154. По официальной версии, ансамбль летел на гастроли в Ленинград. На самом деле Овечкины собирались в Лондон.

Рейс по маршруту Иркутск – Курган – Ленинград проходил спокойно. Но когда воздушное судно совершило посадку в Кургане для дозаправки и снова взлетело, стало ясно, что до Северной столицы самолёт в этот день не долетит. Овечкины начали действовать быстро, по отработанной ранее схеме. Через стюардессу братья передали пилотам записку, в которой требовали резко сменить маршрут и лететь в Лондон. В противном случае захватчики обещали взорвать самолёт. Сначала пилоты подумали, что музыканты шутят. Однако, когда старшие Овечкины достали обрезы и начали угрожать пассажирам, стало понятно — преступники настроены решительно.

Было решено совершить посадку на военном аэродроме Вещёво, рядом с Ленинградом, экипаж надеялся, что Овечкины не заметят обмана и, как только воздушное судно приземлится, террористов обезвредят.В 16:05 самолёт благополучно приземлился в Вещёво, всё шло хорошо. Новоиспечённые террористы не подозревали, что они до сих пор находятся на Родине. Но дальше произошло то, что сломало удачный ход всей операции захвата. Неожиданно к воздушному судну со всех сторон начали приближаться советские военные.

Овечкиных осенило — всё это время они оставались в «долбаном Совке», рассказы про Финляндию были ложью! В гневе 24-летний Дмитрий тут же расстрелял в упор бортпроводницу Тамару Жаркую. В тот же момент Нинель Овечкина дала команду штурмовать кабину пилотов. Но попытка прорваться к лётчикам потерпела фиаско, тогда братья пригрозили начать расстреливать пассажиров, если самолёт не заправят и не дадут ему спокойно взлететь. Террористы наотрез отказались отпустить хотя бы женщин и детей.

Овечкины попрощались друг с другом и подожгли одну из самодельных бомб. Оказывается, ещё до захвата самолёта семья условилась в случае провала операции покончить жизнь самоубийством. Через секунду прогремел взрыв, от которого погиб лишь Александр. Самолёт загорелся, началась паника, возник пожар. Но террористы продолжали начатое дело.

Нинель приказала старшему сыну Василию убить её, тот выстрелил в мать без колебаний. Следующим под дуло обреза встал Дмитрий, потом Олег. 17-летний Игорь не захотел прощаться с жизнью и спрятался в туалете — он знал, что, если брат найдёт его, ему не выжить. Из семи Овечкиных погибло пятеро.

Следствие по делу о захвате самолёта длилось почти 5 месяцев. Младших детей отдали сестре Людмиле, которая не участвовала в захвате и даже не знала о нём, поскольку давно жила вместе с супругом отдельно от всей семьи. 28-летнюю Ольгу приговорили к 6 годам заключения, а 17-летнего Игоря — к 8. Но по факту оба отсидели свои сроки лишь наполовину и вышли на свободу.

Однако жизнь обоих не сложилась. Вскоре Игоря арестовали за распространение наркотиков, он умер в СИЗО при странных обстоятельствах. Ольга спилась и погибла от рук пьяного сожителя. Младшая из дочерей Нинель — Ульяна — тоже начала пить. Находясь в нетрезвом состоянии, она несколько раз бросалась под колёса автомобиля и в итоге стала инвалидом. Михаил не оставил своё увлечение музыкой, переехал жить в Испанию, но после перенесённого инсульта также стал инвалидом. Татьяна вышла замуж, но на сегодняшний день её следы, как и брата Сергея, потеряны.

С момента захвата самолёта до распада Советского Союза оставалось всего несколько лет. Возможно, знай это Нинель Овечкина, она не решилась бы на такой отчаянный поступок и не искалечила бы жизни собственных детей. Но жажда славы и хорошей жизни для неё оказалась сильнее здравого смысла и важнее жизни других людей.

Мне нравится
54