Ученые измерили «неуловимый» элемент

Национальная лаборатория Лоуренса Беркли Министерства энергетики США провела первое детальное исследование элемента под названием «эйнштейний». Он настолько редок и хрупок, что ученым в течение 70 лет не удавалось собрать нужный для экспериментов объем образцов, сообщает Nature.

В начале 1950-х годов физик-ядерщик Альберт Гиорсо обнаружил слабые следы двух неизвестных радиоактивных элементов в воздушной пыли, собранной самолетами, летевшими после первого полномасштабного испытания термоядерного устройства. Один из них позже был назван эйнштейнием, в честь знаменитого ученого.

Элемент обладает атомной массой 252 и содержит 99 протонов. Как и в случае со всеми трансурановыми элементами (элементами тяжелее урана), для получения эйнштейния требуется серьезная физика.

Первые попытки в 1960-х годах позволили ученым получить всего 10 нанограмм. Последующие опыты были не более удачными.

Но авторы нового исследования смогли получить около 200 нанограммов изотопа эйнштейния Е-254 в комплексе с молекулой на основе углерода, называемой гидроксипиридиноном. Элемент быстро распадается, поэтому остановка эксперимента из-за пандемии грозила уничтожить все результаты. Но в итоге ученым все же удалось достичь успеха.

Элемент подвергли рентгеновским тестам и фотофизическим измерениям. Ученые впервые смогли измерить длину его химической связи (это свойство определяет взаимодействие вещества с другими атомами и молекулами).

Ученые отметили, что существуют и более крупные элементы, чем эйнштейний. Но современные технологии не могут создать их в количестве, достаточном для анализа.