Войти

Как наш мозг влияет на языковые изменения

Наш язык постоянно меняется. Исследователи из Венского университета обнаружили, что с течением времени часто встречающиеся звуковые образы речи становятся еще более частыми. Причина такого развития заключается в том, что наш мозг может воспринимать, обрабатывать и запоминать частые и, следовательно, прототипические звуковые паттерны легче, чем менее частые. Результаты исследования были опубликованы в журнале Cognitive Linguistics.

Языки прошлого сильно отличаются от сегодняшних языков. Это относится не только к их словарному запасу и грамматике, но и к звукам их речи. Тереза Матцингер и Николаус Ритт с факультета английского языка Венского университета исследовали, какие факторы ответственны за эти звуковые изменения и что такие звуковые изменения могут сказать нам о возможностях обработки нашего мозга.

Люди предпочитают те речевые обороты, которые встречаются часто

Например, в раннем средневековье английское слово make произносилось как «ма-ке» (с двумя слогами и короткой «а», похожей на гласную в сокращении), тогда как в позднем средневековье оно произносилось как «маак» (с одним слогом и долгим «а», похожим на гласную в слове «отец»). Многие среднеанглийские слова потеряли второй слог и удлинили гласную, как это произошло со словом make. Но что послужило причиной такого удлинения гласных в словах, лишившихся второго слога?

Чтобы исследовать это, Матцингер и Ритт проанализировали более 40 000 слов из английских текстов раннего средневековья. Они определяли длину своих гласных, например, используя словари или принимая во внимание соседние звуки. Затем они подсчитали частоту встречаемости слов с долгими и краткими гласными. Они обнаружили, что в большинстве односложных среднеанглийских слов были долгие гласные, и только в меньшинстве — короткие гласные.«Это означает, что когда говорящие произносили односложные слова с короткой гласной, эти слова звучали «странно» и не распознавались слушателями ясно и быстро, потому что они не соответствовали прототипическим звуковым моделям, к которым привыкли слушатели. Напротив, слова, которые подобрал прототипы звуковых паттернов с долгой гласной, может быть легче обработано мозгом»,— объясняет Матцингер, который в настоящее время работает приглашенным исследователем в Торуньском университете.

Смена языка работает как телефонная игра

На протяжении веков более легкая обработка и обучаемость односложных слов с долгими гласными повлияла на то, что все больше и больше односложных слов получали долгие гласные.«Можно представить изменение языка как телефонную игру»,— говорит Матцингер. «Одно поколение говорящих говорит на определенной языковой разновидности. Дети этого поколения легче воспринимают, обрабатывают и усваивают частые паттерны поколения своих родителей, чем менее частые, и поэтому используют эти паттерны даже чаще. Это второе поколение говорящих затем передает слегка измененный язык для своих детей». Мы также замечаем это постепенное изменение языка по тому факту, что наши бабушки и дедушки, мы сами и наши дети говорят немного по-разному.

Однако, если этот процесс происходит в течение многих поколений и столетий, язык меняется настолько, что прошлые разновидности трудно понять сегодняшним людям.«В нашем исследовании мы показали, что общая способность нашего мозга предпочтительнее воспринимать и запоминать частые паттерны — важный фактор, влияющий на то, как меняются языки»,— резюмирует Матцингер. Следующим шагом в изучении влияния мозга на языковые изменения будет изучение частот звуковых паттернов во время других языковых изменений и на других языках, кроме английского.

Мне нравится
18