Войти

Князь Владимир Святой (Красное Солнышко)

Владимир I Святой (? — 1015), великий князь киевский (с 980 г.).

Третий, после Ярополка и Олега, сын князя Святослава Игоревича и его ключницы (рабыни) Малуши. Поэтому юный Владимир считался низкорождённым «робочичем» — ребёнком рабыни. Тем не менее, когда Святослав в 970 г. отправился в свой последний поход на Византию, он оставил Владимира наместником в Новгороде Великом. После гибели отца в 977 г. Владимир несколько лет жил в Новгородской земле, не притязая на киевский престол.

После того как великий киевский князь Ярополк расправился с Олегом, правившим в земле древлян, Владимир предпочёл бежать в Швецию, где заручился поддержкой короля Олафа для дальнейшей борьбы с Ярополком. В конце 70-х гг. X в. Владимир вновь утвердился в Новгороде, затем овладел Полоцком и, наконец, Киевом. Бежавший оттуда в пограничную со степью крепость Родню, Ярополк вынужден был признать Владимира правителем всей Руси. Вскоре старшего сына Святослава при неясных обстоятельствах убили.

В 981 г. Владимир совершил поход против Польши и сумел вернуть Руси захваченные польским князем города Червень (близ нынешнего Хелма) и Перемышль. Волынь осталась за Русью.

В 982 г. дружины Владимира двинулись на северо-запад русских земель, где киевскому князю удалось разгромить и подчинить себе ятвягов, а также принудить к дани иные племена Вое точной Балтии.

Став князем в Киеве, Владимир повелел соорудить новый истукан бога Перуна, который водрузили близ княжеского терема на «священном» холме посреди прочих языческих идолов. По его мысли, эти языческие божества должны были стать общими для всех племён, входивших в обширное государство. Однако первая религиозная реформа Владимира не имела успеха, каждое племя продолжало почитать своих богов.

Тогда князь задумался о принятии новой веры. В 988 г. войско Владимира прибыло на ладьях в Крым и осадило главный византийский город Херсон (Корсунь). После непродолжительной осады город пал, и Владимир лишил Византийскую империю её крымских владений. В начинавшихся русско-византийских переговорах выяснилось, что русский князь на Херсон не претендует и готов возвратить его византийцам при условии согласия соправителей империи — Василия и Константина на его брак с их сестрой Анной. Но этот союз мог состояться только с христианином и правителем христианской страны.

Такова историческая основа крещения Руси в 988 г.

Позже было составлено предание о «выборе веры» Владимира: он будто бы колебался между иудаизмом, исламом, западным («римским») христианством и восточным («византийским»), предпочтя в итоге последнее.

Со времени крещения Русь стала полноправной участницей исторических и культурных процессов в мире христианской цивилизации. Владимир Святославич, впоследствии канонизированный и ставший Владимиром Святым, — один из прототипов былинного князя Владимира Красное Солнышко.

Немало внимания Владимир уделял защите южных рубежей Руси от набегов кочевников. Во время его правления были сооружены защитные валы на степной границе Руси, крепости, где несли пограничную службу дружинные отряды.

Отсюда и былины о «богатырских заставах», на которых стояли дозорные — богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович.

Мне нравится
88