Войти

Борис Андреев.Богатырь союзного значения

9 февраля 1915 года, родился народный артист СССР Борис Андреев.

Его открыто называли «народным королём». Его богатырский типаж стал идеальным живым олицетворением мощи советского строя. Природная органичность принесла любовь миллионов, а крутой нрав и опасное свободолюбие сделали артиста героем многих легенд. Правда осталась за кадром.

Только близкие знают, как тесно было большому актёру в рамках рабоче-крестьянского амплуа. Герой фильмов «Большая жизнь», «Большая семья», «Трактористы», «Падение Берлина», «Два бойца», «Сказание о земле Сибирской» мечтал о роли короля Лира и оставил философские записки.

Он родился 9 февраля 1915 года в Саратове, в обычной рабочей семье. И если бы его матери кто-то сказал, что Боря станет артистом, женщина громко бы рассмеялась в ответ. Да какие артисты! Надо было думать, на что кормить семью. До артистов ли... Да, Боря с друзьями-мальчишками постоянно устраивал небольшие представления на задворках завода, где работал его отец, но кто из детей этого не любит. Так, баловство.

Роли Борису выпадали совсем негероические — всё больше разбойники да бандиты. Впрочем, образ вполне соответствовал внешности — этот большой, неуклюжий «артист» при желании мог такую зверскую гримасу состроить, что маленькие зрители разбегались с криками. А порой юные актёры настолько входили в образ, что бой «понарошку» превращался в настоящую потасовку. Силач Борис, конечно же, имел успех! А вообще, Боря Андреев обожал животных, хотел их лечить и мечтал выучиться на ветеринара.

Но вместо этого пошёл слесарем-электромонтёром на завод, где делали комбайны. На предприятии действовал кружок самодеятельности, куда Борис тут же записался. Судьба распорядилась так, что «крупногабаритного» Андреева на сцене этого драмкружка увидел актёр и педагог И.А. Слонов, случайно оказавшийся по делам в тех местах. Он уговорил молодого артиста самодеятельности поступить в Саратовский театральный техникум. Тот так и сделал.

Настоящее же большое кино для актёра Андреева началось с «Трактористов». И всё благодаря режиссёру Ивану Пырьеву. На пробы Андреева привели с «пристрелкой» на роль Клима Ярко (которого сыграл потом Николай Крючков). Взглянув на Андреева, Пырьев заявил: «Какой это герой-любовник?! Это же шалопутная человеческая особь! Он рождён для роли Назара Думы». От волнения Андреев выпил махом графин воды и сказал режиссёру, что не справится. Но репетиции и пробы прошли успешно, и Пырьев утвердил Бориса Андреева в картину. Успех «Трактористов» был оглушительным. Назавтра после премьеры все исполнители главных ролей проснулись знаменитыми.

Потом были «Большая жизнь», «Два бойца», «Сказание о земле Сибирской», «Валерий Чкалов»... Отдельная строка — фильм «Падение Берлина». За роль в этой откровенно пропагандистской ленте многие коллеги отвернулись от Андреева, считая его пособником сталинизма. Сейчас уже невозможно отделить правду от вымысла, но ходили слухи, что Сталин благоволил Андрееву и даже прилюдно говорил, что это его любимый артист.

За глаза называли его «Бэ-Фэ», и на дружеских вечеринках не обходилось без анекдотов и былей от Андреева и его закадычного друга Петра Мартыновича Алейникова.

Они познакомились на съёмках «Трактористов» и так и шли по жизни рука об руку, поддерживая и помогая друг другу, — большой и громкий Андреев и субтильный Алейников. Про Петра Андреев говорил так: «С ним я чувствовал себя вдвое сильнее, силы у него черпал». Они вместе пили, гуляли, хохмили, философствовали и регулярно выручали друг друга из непростых ситуаций. Вместе же нашли и жену для Андреева. Дело было в Киеве. Друзья ехали в троллейбусе, и Алейников подначил друга: «Какая дура за тебя пойдёт, за такую глыбу, за лаптя деревенского? Посмотри на себя в зеркало!» Борис Фёдорович же отвечал: «А вот женюсь назло тебе на первой же девушке, которая войдет в троллейбус». Как сказал, так и сделал. С Галиной Васильевной, той самой девушкой, которая вошла в троллейбус, Андреев прожил всю жизнь.

В 30-50-х годах для Бориса Андреева были открыты все двери. Ему приходили тонны писем, где зрители называли его народным героем. Но мало кто догадывался, что Борис Андреев — ещё и тонкий и умный собеседник, эрудированный человек, большой ценитель слова и, по свидетельству Станислава Говорухина, обладающий «уникальным литературным даром». Большинство же представляло этого артиста дебоширом-пропойцей, безусловно талантливым, но «недалёким». А чего ждать от обывателя, когда Бэ-Фэ сам соответствующую «фактуру» и поставлял...

Например, будучи мужчиной, разменявшим пятый десяток, Андреев на съёмках «Ильи Муромца» обхватил поперёк туловища и швырнул в море здоровяка-милиционера из оцепления, который позволил себе громко усомниться в силе актёра. Он не любил потом вспоминать об этом случае. И ни разу больше не приехал в Ялту после съёмок фильма. А происшествие незамеченным не осталось: на Андреева написали фельетон в местной газете — мол, артисты совсем распоясались, милиционеров в море кидают.

Эта сторона жизни Андреева мало кому известна — тонкий лирик, эстет, философ. Как и многие большие артисты, Андреев оказался заложником своего экранного образа «народного героя, человека из народа». А заветной, так и не «сыгранной мечтой» для Бориса Фёдоровича была роль короля Лира. И он не просто о ней мечтал, а изучал творчество Шекспира, прочёл сотни исследований, сам стал почти шекспироведом. Но не довелось...

В фильме режиссёра Григория Козинцева мог бы блистать Андреев-Лир, но роль досталась совсем другому актёру... Сын Бориса Фёдоровича потом вспоминал: «Отец смотрел фильм молча, стиснув зубы. И лишь с последним кадром прозвучал его приговор: «Замечательная работа»...

Бориса Федоровича похоронили 24 апреля 1982 года, на исходе Пасхальной недели. Гроб установили перед входом в церковь Большого Вознесения, что на Ваганькове. В дни, предшествовавшие Христову Воскресенью, в храме шла большая служба. Люди шли помолиться и проститься с большим артистом.

Мне нравится
46