Войти

Что спасло Москву от полного уничтожения во время ВОВ

Осенью 1941-го года столица СССР готовилась к удару со стороны гитлеровской группы армий "Центр", которая стремительно продвигалась на восток. Уличные баррикады, километры окопов, пустынные улицы и предчувствие большой беды, над Москвой нависла угроза тотального уничтожения.

Глава Третьего рейха Адольф Гитлер был одержим идеей уничтожить Москву — фюрер планировал захватить город и разрушить его до самого основания. Сперва предполагалось, что захвату советской столицы посодействуют люфтваффе, однако нацистской авиации не удалось прорвать ПВО и нанести Москве сколько-нибудь значительный ущерб. Стало понятно, что захватить Москву можно только по итогам тяжелых боев.

Положение Красной армии все ухудшалось, и в Москве понимали, что ситуация критическая. В середине октября 1941-го в столице вспыхнула паника — она была спровоцирована в том числе и закрытием метро (16 октября 1941-го — единственный день в истории, когда подземка Москвы не работала). Тысячи людей покинули дома, заводы и предприятия остановили работу, опустевшие квартиры и закрытые магазины грабили мародеры. Плюс, в городе орудовали немецкие диверсанты.

Писатель Аркадий Первенцев вспоминал после Великой Отечественной войны, что если бы немцы знали, что творилось в городе в середине октября, то смогли бы захватить его десантом в полтысячи человек. Но уже 20 октября ситуацию начали брать под контроль — в городе ввели осадное положение, людям запретили передвигаться по столице ночью, на улицах были усиленные наряды НКВД и милиции. Паникеров и провокаторов было приказано расстреливать на месте. Вокруг Москвы были возведены два оборонительных рубежа, а в самом городе заминировали все, что могло представлять интерес для немцев. К началу ноября от прежней цветущей Москвы осталось немногое — мегаполис превратился в паутину из траншей, баррикад и противотанковых заграждений. В итоге вермахт удалось отогнать от города, но за это пришлось очень дорого заплатить — победа под Москвой обошлась Красной армии почти в миллион жизней.

Мне нравится
52