Ученые выявили 14 потенциальных эволюционных тупиков для человечества

Впервые учёные применили концепцию эволюционных ловушек к человеческому обществу в целом. Они обнаружили, что человечество рискует застрять в 14 эволюционных тупиках, начиная от переломных моментов глобального климата и заканчивая несогласованным искусственным интеллектом, химическим загрязнением и ускоряющимся ростом инфекционных заболеваний.

Эволюция человечества была историей необычайного успеха. Но антропоцен — предполагаемая геологическая эпоха, созданная людьми, — демонстрирует все больше и больше трещин. Множественные глобальные кризисы, такие как пандемия COVID-19, изменение климата, отсутствие продовольственной безопасности, финансовые кризисы и конфликты, начали возникать одновременно, что ученые называют поликризисом.

«Люди как вид невероятно изобретательны. Мы способны к инновациям, адаптации ко многим обстоятельствам и можем сотрудничать в удивительно больших масштабах. Но эти способности имеют непреднамеренные последствия. Проще говоря, можно сказать, что человеческий вид был слишком успешный и, в некотором смысле, слишком умный для своего будущего блага», — говорит Петер Сёгаард Йоргенсен из Стокгольмского университета.

Он является ведущим автором нового исследования, опубликованного в рамках более широкой оценки в журнале Philosophical Transactions of the Royal Society B. Оценка собирает информацию из широкого спектра различных научных дисциплин в области естественных, социальных и гуманитарных наук, чтобы понять, как развивался антропоцен и как глобальная устойчивость может продолжать развиваться в будущем.

Новое исследование показывает, как человечество может застрять в «эволюционных ловушках» — тупиках, возникающих в результате изначально успешных инноваций. В ходе первой аналитической работы они выделили 14 из них, включая упрощение сельского хозяйства, экономический рост, который не приносит пользы ни людям, ни окружающей среде, нестабильность глобального сотрудничества, переломные моменты климата и искусственный интеллект.

«Эволюционные ловушки — хорошо известная концепция в мире животных. Точно так же, как многих насекомых привлекает свет (эволюционный рефлекс, который может привести к их гибели в современном мире), человечество рискует отреагировать на новые явления вредными способами», - объясняет Петер Сёгаард Йоргенсен.

Упрощение сельскохозяйственных систем является примером такой ловушки. Использование нескольких высокопродуктивных культур, таких как пшеница, рис, кукуруза и соя, привело к тому, что за последнее столетие количество производимых калорий резко возросло. Но это также означало, что продовольственная система стала очень уязвимой к изменениям окружающей среды, таким как экстремальные погодные условия или новые болезни.

Из 14 эволюционных ловушек 12 находятся в развитом состоянии, а это означает, что человечество находится на грани застревания до такой степени, что выбраться из него становится очень трудно. Более того, в 10 из 14 стран общества продолжают двигаться в неправильном направлении.

Вызывает тревогу тот факт, что эти эволюционные ловушки имеют тенденцию усиливать друг друга. Если общества застряли в одном тупике, они с большей вероятностью застрянут и в других. Два тупика, которые в настоящее время менее развиты, — это автономия технологий (ИИ и робототехника) и потеря социального капитала из-за цифровизации.

В новой оценке также рассматривается, почему обществам так трудно выбраться из этих ловушек.

«Эволюционные силы, создавшие антропоцен, плохо работают на глобальном уровне. В сегодняшних глобальных системах социальные и экологические проблемы растут в местах, которые кажутся далекими от обществ, которые могли бы их предотвратить. Кроме того, их решение часто требует глобального сотрудничества на глобальном уровне. масштаб, с которым многие эволюционные силы часто не совпадают», — говорит соавтор Лан Ван-Эрландссон из Стокгольмского университета и Шведской королевской академии наук.

Это не означает, что человечество обречено на провал, утверждают исследователи. Но мы должны начать активно трансформировать наши общества. До сих пор антропоцен в значительной степени был бессознательным побочным продуктом других эволюционных процессов.

«Пришло время людям осознать новую реальность и коллективно двигаться туда, куда мы как вид хотим. У нас есть возможность сделать это, и мы уже видим признаки таких движений. Наша креативность и наша способность к инновациям и сотрудничеству снабдить нас идеальными инструментами для активного проектирования нашего будущего. Мы можем выйти из тупика и вести дела как обычно, но для этого мы должны развивать способность коллективной человеческой деятельности и создавать условия, в которых она может процветать», - объясняет Йоргенсен.