Войти

Исследование: Туринская плащаница покрывала не тело Иисуса, а скульптуру

Туринская плащаница, которая, как утверждается, была оригинальным погребальным покровом Иисуса, не могла быть создана на трёхмерном человеческом теле, как показало новое исследование. По мнению эксперта по графике, гораздо более вероятно, что изображение представляет собой отпечаток барельефа.

В исследовании, опубликованном в журнале Archaeometry, бразильский 3D-дизайнер Цицеро Мораес, специализирующийся на исторических реконструкциях лиц, использовал программное обеспечение для моделирования, чтобы сравнить, как ткань облегает человеческое тело с тем, как она облегает его барельефную скульптуру.

«Изображение на Туринской плащанице больше соответствует низкорельефной матрице», — говорит Мораес. «Такая матрица могла быть изготовлена из дерева, камня или металла и пигментирована (или даже нагрета) только в местах соприкосновения, что и привело к наблюдаемому узору», — сказал он.

Плащаница впервые была обнаружена в конце XIV века, и сразу же разгорелись споры о её подлинности, как о реликвии, связанной с распятием и смертью Иисуса. Радиоуглеродный анализ, проведённый в 1989 году, установил, что плащаница была создана в период с 1260 по 1390 год нашей эры, что подтвердило её принадлежность к средневековому артефакту.

Как показал предыдущий искусствоведческий анализ, в этот период в истории европейского средневековья широко использовались барельефные изображения религиозных деятелей, такие как резные надгробия.

Чтобы исследовать, как могла быть изготовлена Туринская плащаница, Мораес создал и проанализировал две цифровые модели. Первая представляла собой трёхмерное изображение человеческого тела, а вторая — барельефное изображение.

Вместо того чтобы предполагать, что Туринская плащаница была результатом накидывания ткани на человеческое тело, Мораес склоняется к версии о том, что она была создана в погребальном контексте, что делает её «шедевром христианского искусства». Однако Мораес не исследовал методы или материалы, которые могли быть использованы для изготовления плащаницы.

Хотя существует «отдалённая вероятность того, что это отпечаток трёхмерного человеческого тела», — писал Мораес, — «вполне вероятно, что художники или скульпторы, обладающие достаточными знаниями, могли создать подобное произведение либо посредством живописи, либо в технике барельефа».

Один из экспертов считает, что Мораес прав, но его исследование не является особо новаторским.

«Уже как минимум четыре столетия мы знаем, что изображение тела на Плащанице можно сравнить с ортогональной проекцией на плоскость, которая, безусловно, не могла быть создана посредством контакта с трехмерным телом», — пишет Андреа Николотти, профессор истории христианства в Туринском университете.

«Мораес, безусловно, создал несколько прекрасных изображений с помощью программного обеспечения, — написал Николотти, — но он, безусловно, не открыл ничего, чего бы мы уже не знали».

Мораес полагает, что его метод доступен и воспроизводим, и что его работа «подчеркивает потенциал цифровых технологий для изучения и разгадки исторических тайн» путем объединения науки, искусства и технологий.

Мне нравится
25