Войти

Найдено завещание семьи Шекспира, вызвавшее судебную драму

Завещание 1642 года, согласно которому дом Уильяма Шекспира был завещан человеку, совершенно не связанному с ним родственными узами, что вызвало немало судебных драм, было вновь обнаружено в Национальном архиве Великобритании. Специалист по юридическим документам Дэн Гослинг обнаружил завещание в коробке с немаркированными документами Канцелярского суда, датируемыми XVII веком и ранее. Впервые оно было описано исследователем Шекспира в середине XIX века. Он обнаружил его в часовне Роллс, где хранились документы Канцелярского суда с 1484 по 1856 год, когда свитки были перенесены в новое здание Государственного архива. Теперь мы знаем, что оригинальное завещание было передано в Национальный архив без каталогизации.

Завещание было составлено Томасом Нэшем, мужем внучки Шекспира Элизабет, который жил с ней и ее матерью, старшей дочерью Шекспира от первой жены, Сюзанны Холл, в доме драматурга в Стратфорде-на-Эйвоне. Известный как Нью-Плейс, Шекспир купил его в 1597 году за внушительную сумму в 60 фунтов стерлингов. Это было трехэтажное здание из дерева и кирпича, в нем было 20 комнат, 10 каминов, внутренний двор и значительное по площади владение, в котором находились две барды и фруктовый сад. В то время это был второй по величине частный дом в Стратфорде и, очевидно, очень желанный объект недвижимости. После своей смерти в 1616 году он оставил большую часть своего имущества, включая свои обширные владения, Сюзанне, перешедшее к ее сыновьям после ее смерти, а в случае отсутствия сыновей — к ее дочери Элизабет и ее наследникам мужского пола.

По неизвестным причинам, возможно, потому, что Нэш ошибочно предположил, что переживёт жену и тёщу, и каким-то образом отмахнулся от вопроса о сложных процедурах наследования, предложенных Шекспиром, он оставил дом своему кузену Эдварду Нэшу. Даже если Томас Нэш не знал о существовании майората по Нью-Плейс, было бы, мягко говоря, слишком опрометчиво полагать, что он переживёт жену и тёщу, поскольку ему было 59 лет на момент составления завещания, как и Сюзанне. Элизабет было 34 года.

После смерти Томаса Нэша в 1647 году возникла юридическая путаница. Элизабет и Сюзанне пришлось получить акт о передаче имущества, чтобы доказать, что они по-прежнему владеют домом, в котором они фактически жили, а также всей остальной недвижимостью, завещанной Шекспиром своей дочери. Эдвард Нэш был обижен тем, что его лишили дома, завещанного ему человеком, который никогда им не владел, и подал на Элизабет в суд Канцлерства.

Элизабет предстала перед судом канцелярии, чтобы объяснить, какие земли и имущество были пожалованы ей и её матери «моим дедом Уильямом Шекспиром». В ходе разбирательства её попросили предъявить завещание Томаса, и таким образом этот документ в конечном итоге оказался в архивах канцелярии, ныне хранящихся в Национальном архиве.

Результат разбирательства неясен, но, по словам Гослинга, Эдвард, по всей видимости, так и не стал владельцем поместья. Когда Елизавета умерла в 1670 году, не оставив детей и прервав прямую линию потомков Шекспира, в её завещании было указано, что Эдвард Нэш получит право на Нью-Плейс.

«Она использует слова „согласно моему обещанию, данному ему официально“, что предполагает некие устные договоренности», — сказал Гослинг. В действительности же никаких записей об Эдварде как о владельце Нью-Плейс не сохранилось. После смерти Элизабет он перешёл к богатой землевладельческой семье Клоптон и был снесён в 1702 году.

Мне нравится
32