Войти

Минотавр Крита мог быть ритуальной галлюцинацией в лабиринтах Кносского дворца

Междисциплинарное исследование предполагает, что легенда о критском человеке-быке возникла из видений, вызванных психоактивными веществами и лабиринтной обстановкой Кносского дворца.

На протяжении тысячелетий история Минотавра — гибрида человека и быка, заключённого в лабиринте под Кносским дворцом, — была краеугольным камнем греческой мифологии. Новое исследование независимого учёного Анны Эселевич, ещё не опубликованное, но размещенное в интернете самой автором, представляет революционную гипотезу: Минотавр был не физическим зверем, а мощным видением, которое испытывали участники минойских ритуалов, изменённые под воздействием наркотиков и окружающей обстановки.

Исследование объединяет археологические, иконографические и мифологические свидетельства, чтобы доказать, что знаменитая легенда родилась из психоделических переживаний во время священных церемоний минойского Крита.

Отправной точкой этой теории является сам Кносский дворец. Согласно статье, его конструкция отличается сложностью: замкнутые помещения, извилистые коридоры и заметный недостаток естественного света во многих внутренних помещениях. Эти подземные пространства, использовавшиеся в качестве складских помещений, создавали уникальную среду, способствующую сенсорной изоляции.

Лабиринт мифа может отражать психологический опыт перемещения по этому пространству во время ритуалов, вызывающих транс, объясняет Эселевич. Дезориентирующая архитектура — с лестницами, ведущими в никуда, гулкими помещениями и визуальными эффектами — усиливала изменённые состояния сознания участников. В условиях спутанности сознания и сенсорной депривации человеческий разум был более подвержен видениям и призракам.

Исследование не ограничивается архитектурой. Химические данные играют решающую роль. Анализ минойской керамики выявил остатки опиумных алкалоидов, вина и других растительных веществ, которые, по всей вероятности, использовались в ритуальных целях.

Сочетание перебродившего вина, производных мака и местных трав, могло вызывать интенсивные зрительные и слуховые галлюцинации. Подобные практики с использованием энтеогенных веществ (веществ, вызывающих божественные или духовные переживания) хорошо документированы на древнем Ближнем Востоке и в Эгейском регионе.

В статье приводятся исследования, демонстрирующие ритуальное использование наркотиков в неолитической Европе, что создает культурный прецедент того, что могло произойти в Кноссе.

Чтобы понять специфическую форму видения, необходимо осознать центральную роль быка в минойской культуре. Такие фрески, как «Прыгающий бык», «Рога посвящения» и различные вотивные приношения, свидетельствуют о том, что бык был не просто жертвенным животным, но и божественным символом.

Гипотеза предполагает, что во время ритуала опьянения настоящий бык, находившийся во дворцовых покоях, мог восприниматься как устрашающее или божественное существо. Тени, отголоски и воздействие психоактивных веществ могли исказить восприятие животного, заставив созерцавшего его посвящённого воспринимать его как нечто среднее между человеком и зверем.

Исследование приходит к выводу, что опыт встречи с быком в священном и изменённом контексте мог сохраниться в устной традиции как мощная встреча с получеловеком-полузверем-хранителем. Со временем, благодаря культурной передаче, это видение кристаллизовалось в миф о Минотавре.

Этот процесс, посредством которого визионерское содержание становится символическим повествованием, хорошо засвидетельствован в шаманских культурах и мистериальных религиях. Следовательно, Минотавр не является продуктом буквального наблюдения, а того, что автор называет «визионерской антропологией».

В исследовании делается вывод о том, что «Минотавр, а не чудовище лабиринта, может служить свидетельством способности измененных состояний сознания формировать коллективное сознание».

Мне нравится
16