Почему так сложно приступить к выполнению неприятной задачи

Первый шаг в новом деле дается тяжело, особенно, если оно непривлекательно или видится слишком сложным. В особых случаях подобное состояние называют аволицией: человек осознает нужность задачи, но не может заставить себя начать. Новое исследование нейробиологов показывает, что дело не в лени или слабой воле: в мозге есть особый «тормоз мотивации». Работу опубликовали в журнале Current Biology.
Аволиция часто развивается при депрессии, шизофрении и болезни Паркинсона, заметно нарушая повседневную жизнь. И раньше было известно, что мозг оценивает, насколько затратным по усилиям будет действие: когда вероятная цена слишком высока, мотивация снижается. Но было неясным, какой именно механизм трансформирует эту оценку в отказ к действию.
Исследователями был использован метод хемогенетики, позволяющий временно и точно управлять связями между разными участками мозга. Опыты проводились на макаках, поведение и нейронные системы которых во многом сопоставимы с человеческими.
Обезьян натренировали выполнять задачи двух видов. В одном случае за хорошее выполнение давали награду — воду. В другом добавлялось неприятное воздействие струей воздуха в лицо. Перед каждым заданием подопытные видели сигнал и сами решали, начинать ли его.
Выяснилось, что когда была только награда, макаки почти всегда приступали к выполнению задания. Но если к ней добавляли дискомфорт, то животные часто «зависали», даже хорошо понимая, что получат пользу.
Определяет выбор путь между двумя структурами мозга — вентральным стриатумом и вентральным паллидумом. Если специалисты временно ослабляли эти связи, животные начинали действовать намного охотнее — но лишь в стрессовых условиях.
Открытие, надеются его авторы, поспособствует лучше понимать природу утраты мотивации при психических и неврологических отклонениях. И помочь в создании новых подходов — от лекарственных средств до методов стимуляции мозга.