Войти

Синдром Плюшкина: как избавляться от ненужных вещей

«Он вступил в темные широкие сени… Из сеней он попал в комнату, тоже темную, чуть-чуть озаренную светом, выводившим из-под широкой щели, находившейся внизу двери. Отворивши эту дверь, он наконец очутился в свету и был поражен представшим беспорядком. На одном столе стоял даже сломанный стул, и рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину. Тут же стоял прислоненный боком к стене шкаф с старинным серебром, графинчиками и китайским фарфором.

На бюре… лежало множество всякой всячины: куча исписанных мелко бумажек, накрытых мраморным позеленевшим прессом с яичком наверху, какая-то старинная книга в кожаном переплете с красным обрезом, лимон, весь высохший, ростом не более лесного ореха, отломленная ручка кресел, рюмка с какою-то жидкостью и тремя мухами, накрытая письмом, кусочек сургучика, кусочек где-то поднятой тряпки, два пера, запачканные чернилами, высохшие, как в чахотке, зубочистка…». Так Гоголь описывает жилье помещика Степана Плюшкина, героя поэмы «Мертвые души». И если здесь вы находите хоть малейшее сходство со своим жильем, то пора приниматься за уборку, избавляясь от всего лишнего.

Порядок в доме – это порядок в голове. Поэтому первое, что рекомендуют сделать, чтобы начать избавляться от ненужных вещей, – составить список. Когда вы сердцем и душой прикипели ко всему, что есть у вас в доме, то прощание может быть сложным процессом. Или вообще невозможным. По этой причине и нужно составить список. Так вы сможете посмотреть на каждую вещь с точки зрения ее полезности. Сначала составьте список вещей, которые нужно оставить, а потом список того, что рациональнее отдать на благотворительность, перевезти на дачу или продать. Потом осмотрите дом и сверьте каждую вещь, которую видите, со списком. Если вы вообще забыли о чем-то и не внесли это в список, то расстаться с такими вещами еще проще. Раз вы даже не вспомнили о чем-то, то этот предмет вами никак не используется и никаких ностальгических чувств у вас с ним не связано. Но может случиться, что во втором списке не оказалось ничего, потому что все кажется ценным. В такой ситуации исходите из принципа «если в течение года вещь ни разу не использовалась, то ее не стоит хранить».

Оценивайте вещи с такой позиции: «как я могу использовать это в ближайшей перспективе?». Когда размышляете, например, над тем оставить стопку университетских конспектов или нет, то подумайте, как конкретно вы их будете использовать в ближайшее время. Если в конце года у вас будет комплексный тест и вам нужно будет повторить материл – оставляйте (но не забудьте потом еще раз пересмотреть их «нужность»). А если вы в этом году окончили университет, то зачем это все вам нужно? Показать детям? Оставьте самую красивую и показательную тетрадку. Думаете, «а вдруг нужно будет что-то вспомнить? В таком случае в строке поиска быстрее написать текст, чем пересматривать все тетрадки, если это только не какие-то уникальные авторские материалы лектора.

Начинайте с простого. Не пытайтесь сразу приняться за сортировку кучи одежды в шкафу, если вы знаете, что будет непросто продать/отдать хорошие вещи (даже если вы не носили их годами). Начните с ревизии чего-то простого, где есть вещи. Которые точно нужно выбросить. Например, переберите аптечку и выбросите все просроченные лекарства. Или уберите в шкафах на кухне. Это послужит мотивацией для дальнейшего упорядочивания вещей на участках посложнее.

Прежде чем начать распределять вещи по стопкам «выбросить», «отдать» и тому подобное, соберите все и унесите с помещения, в которое приводите в порядок. Почему советуют делать именно так? Потому что вы сразу можете видеть результат своей работы. Представьте, что вы уже три часа сидите в беспорядочной спальне, пытаясь рассортировать кучу вещей. Невольно возникают мысли «зачем вообще было начинать?». Но если куча переместиться в другую комнату, то станет сразу заметно, насколько больше места и уютней стала комната. Конечно, теперь зал превратился в кучу хаоса, но это уже совершенно другая история.

Мне нравится
250