Войти

Достижения медицины в годы ВОВ

О том, как советские врачи и ученые во время войны победили туляремию, справились с распространением туберкулеза и открыли новый антибиотик

22 июня — особенная дата для России. В этот день много лет назад официально началась Великая Отечественная война, и с 1996 года Россия отмечает этот день как День памяти и скорби: приспускаются флаги, к могилам солдат возлагаются цветы.

Потери СССР за время войны огромны — если сразу после Великой Победы говорили о 7 миллионах человек, то по последним данным погибло более 25 миллионов, из которых только около 8,5 миллионов были военными, остальные же — гражданские лица. Однако эти потери были бы намного больше, если бы не врачи, которые спасали жизни и при этом не прекращали вести научную деятельность на благо общества.

Туляремия

Это инфекционное заболевание называют еще «малой чумой». Переносчиком бактерии — возбудителя туляремии являются мелкие грызуны. В военное время их было огромное количество, вспышки заболеваемости туляремией фиксировались во многих регионах, но благодаря работе ученых эпидемию среди жителей СССР удалось остановить.

Получилось это так: в 1930-х годах в Суздаль отправили (а точнее сказать, сослали) большую группу микробиологов, среди которых были два доктора медицинских наук — Борис Яковлевич Эльберт и Николай Акимович Гайский. Их знакомство и совместная работа привели к созданию противотуляремийной вакцины, за которую ученые позже, в 1946 году, получили Сталинскую премию.

Надо сказать, что во время боев за Сталинград, битва за который стала переломом в войне, немецкие войска были ослаблены как раз из-за туляремии. Мыши, переносчики заболевания, лезли греться в солдатские землянки, становясь причиной распространения инфекции среди войск фашистской Германии. А советские солдаты? А они были привиты.

Туберкулез

До сих пор эта болезнь входит в десятку ведущих причин смертности в мире — и это сейчас, когда выбор антибиотиков достаточно велик. Чего можно было ожидать в годы Великой Отечественной войны? Тем более с учетом того, что в царской России на туберкулез практически не обращали внимания.

Ан нет, советским медикам все же удалось справиться с проблемой. Мероприятия по развитию туберкулезной сети, которые советское правительство начало еще до войны, продолжились — и привели к весьма примечательному результату.

В августе 1941 года Наркомздрав СССР разослал всем ответственным людям письмо «О мерах по сохранению противотуберкулезной сети и улучшению фтизиатрического обеспечения населения». В 1942 году сделали прививки от туберкулеза обязательными для новорожденных. В 1943 году был издан приказ «О мероприятиях по борьбе с туберкулезом», в рамках которого предусматривалось развитие сети больниц, санаториев и специализированных детских учреждений, больным назначался дополнительный паек.

В армии в это время вдобавок к обязательным осмотрам призывников (которыми в Союзе занимались и до войны) терапевты обязаны были обращать особое внимание на признаки туберкулеза, а кроме того, военнослужащие выборочно проходили рентгенологические обследования.

Ближе к концу войны распространение получила флюорография. По сравнению с первым годом войны в последующие годы выявляли все больше и больше больных (не потому, что больше людей заболевало, а из-за упора на диагностику) — но при этом смертность от туберкулеза начиная с второго года войны снижалась.

На третий год (в 1943 году) при стабильном увеличении числа госпитализированных количество смертей было значительно меньше. К концу войны смертность упала ниже довоенных показателей.

Антибиотики

Еще одно важнейшее направление. Здесь нужно обязательно упомянуть два имени — Зинаиды Виссарионовны Ермольевой и Николая Ниловича Бурденко.

З. В. Ермольева — выдающийся микробиолог. В 1942 году она впервые в СССР получила пенициллин — рассказывают, что сырье для первого образца соскребли со стены одного из бомбоубежищ. Благодаря профессору Ермольевой антибиотик (а пенициллин применяется до сих пор) поступил в промышленное производство.

В свою очередь, Н. Н. Бурденко как главный хирург Красной армии способствовал клиническим испытаниям пенициллина и грамицидина. Грамицидин — это еще один антибиотик, который впервые открыли именно в СССР. Первооткрывателями были микробиологи Георгий Францевич Гаузе и Мария Георгиевна Бражникова.

Все вышеупомянутые специалисты стали лауреатами Сталинской премии, причем Зинаида Ермольева не оставила ее себе, а отдала в Фонд обороны, чтобы на эти деньги был построен истребитель. Самолет назвали ее именем.

Сколько жизней спасли медики во время войны, подсчитать сложно, сколько людей выжило после только благодаря их военным открытиям — сказать еще сложнее, в любом случае счет идет на десятки миллионов. В годы Великой Отечественной развитие медицины не замедлилось — напротив, оно пошло вперед семимильными шагами, и многие военные наработки используются по сей день.

Лидия Куликова

Мне нравится
57