Театральный режиссёр и педагог Галина Волчек
19 декабря народная артистка СССР, театральный режиссёр и педагог Галина Волчек отметила 85-й день рождения.
Галина Волчек - из тех, кого называют основателями театра "Современник". Она была среди тех, кто репетировал ночами их первый спектакль "Вечно живые".И когда театр "Современник" отмечал очередной юбилей или просто день рождения, ещё недавно они выходили на сцену втроем - Галина Волчек, Лилия Толмачева, Игорь Кваша.
Теперь она - единственная. Но именно потому, что она этот корабль ведет, она из последних сил сохраняет то лучшее, вернее даже, не лучшее, а главное, что было в "Современнике", что сделало этот театр таким, ни на какой другой не похожим. Это, наверное, можно и нужно назвать идеализмом "Современника": чистота помыслов, ценность общего дела, умение дорожить актерским братством и помнить о том, что театр имеет смысл в одном-единственном случае - когда у него есть цель, которая, если сформулировать ее, будет звучать смешно, наивно. Но именно такие цели и сделали "Современник" одним из главных театров ХХ века.
Эта цель, сформулированная и не сформулированная Олегом Ефремовым и его товарищами в далеком 1956, и сегодня позволяет "Современнику" радоваться этой жизни и других радовать собой. В жизни Волчек было немало испытаний. Но главное, пожалуй, - когда театр покинул их учитель, их товарищ, основатель "Современника" Олег Ефремов.
Когда он ушел во МХАТ и весь театр звал за собой, а они отказались идти, чтобы сохранить свой "Современник". Её - беспартийную, еврейку - конечно, никто не собирался назначать главным режиссером. Два года театром руководила режиссерская коллегия. А потом они, которые сидели там, в партийных кабинетах, не смогли пойти против всего театра, это оказалось выше их партийных сил.
И её назначили главным режиссером "Современника". Среди важнейших спектаклей театра, тех спектаклей, которые вошли в самые короткие списки лучших спектаклей русского театра, - её "На дне" по Горькому, её "Обыкновенная история". Собственно, "Обыкновенная история" по роману Гончарова стал первым спектаклем, в котором театр обратился к русской классике, и за него "Современник" получил свою первую Госпремию.