Войти

Самый театральный сумасшедший

25 лет назад,18 марта 1994 года, ушел из жизни народный артист РСФСР Юрий Васильевич Катин-Ярцев.

Юрий был единственным ребенком в семье. Его отец – бухгалтер Госбанка Василий Нилович Катин-Ярцев умер от тифа, когда мальчику было восемь лет. Мама, Юния Михайловна, замуж больше не выходила и всю себя посвятила воспитанию сына. Жили Катин-Ярцевы в Спиридоньевском переулке, недалеко от богемного Арбата. Географическая среда тоже оказала определенное влияние на Юру, его окружали ребята, как правило, из творческой среды. Когда дед давал мальчику пятак за то, что тот писал за него письма, Юра тут же покупал на этот "гонорар" новую книгу.

Катин-Ярцев посещал сразу две театральных студии. Первая – при Дворце культуры автозавода имени Сталина (позднее – имени Лихачева). Руководил студией знаменитый режиссер Сергей Львович Штейн. Вторым адресом был Дворец художественной самодеятельности детей Советского района. Наставник – ученик Мейерхольда, режиссер Иосиф Абрамович Шидло. В 1939 г. Катин-Ярцев окончил школу и с первой попытки был принят в училище при театре имени Вахтангова. Но проучился всего месяц, так как попал в Ворошиловский призыв и ушел в армию.
Вернулся только в 1946-м.

Великая Отечественная – огромный и важный этап в биографии Катин-Ярцева. Он служил в железнодорожных войсках, строил мосты на Дальнем Востоке, затем – в действующей армии, Воронежский фронт, Курская дуга, I Украинский и IV Украинский... В конце войны стал кавалером ордена Красной Звезды. В армии Юрий не оставил свое увлечение театром. Он выступал в клубах, читал сослуживцам классику и современную литературу, постоянно репетировал с друзьями спектакли и концерты. И никогда не забывал о книгах. В одном из его дневников отмечено: "Прочитал: Достоевский, Майн Рид, Данилевский, Бласко Ибаньес, В.Базов (Болгария)..."
Сразу же после демобилизации Юрий Катин-Ярцев вернулся в училище при Вахтанговском театре, которое уже получило имя Бориса Щукина. И с этого момента окунулся, наконец, с головой в тот мир, для которого был создан. В тот мир, из которого его на целых семь лет вырвали солдатская шинель и сапоги. И, в отличие от своих новых товарищей, он был готов к такой перемене.

Катин-Ярцев был старше своих товарищей по возрасту. Юный Михаил Ульянов, приехавший в Москву из Омской области, нашел в его лице и друга, и наставника. "Он был самым честным, самым порядочным, справедливым, мудрым, отзывчивым, – говорит Ульянов. – Со своими бедами все шли к нему.

Так сложилось, что известность Юрию Катин-Ярцеву принесла роль сказочного героя по имени Джузеппе – Сизый нос из "Приключений Буратино". Когда Юрий Васильевич снимался в этом фильме, он был уже немолодым актером с солидным театральным багажом за плечами. Но маленький пьянчужка, вечно спорящий с Папой Карло, покорил зрителей всех возрастов. Режиссеры любили работать с Катин-Ярцевым.

Начиная с 70-х годов актер снимался очень много. Он любил свои маленькие роли, но больше других – Суворова в картине "Багратион". Актер обожал эту личность, считал, что внешне и внутренне похож на Суворова, и гордился этой работой.

Во время съемок Юрий Васильевич уже тяжело болел, с трудом выдерживал нагрузки в экспедиции, но поддался уговорам режиссера, когда нужно было оседлать коня и проехать по горам.

А настоящими вехами не только в кинобиографии Катина-Ярцева, но и вообще в отечественном кино стали два его образа в фильмах "Агония" и "Прощание" - депутат Пуришкевич и старик Богодул.

Был период, когда Юрий Васильевич вел такую популярную и чуть ли не единственную музыкальную телепрограмму, как "Утренняя почта".
Еще одной страстью Катин-Ярцева было художественное слово. Он поставил десятки чтецких композиций, моноспектаклей, работал с признанными мастерами – Яковом Смоленским, Юрием Мышкиным, Вадимом Маратовым, Павлом Любимцевым. Многие из них состоялись именно под воздействием его режиссуры.
Но главным местом службы Юрия Катин-Ярцева всегда оставалось училище имени Щукина. Там он был камертоном. Когда он говорил, затихали все. Когда он шел по коридору, студенты вставали. Когда выходил на сцену на каком-либо торжественном вечере, ему устраивали овацию.

У него была уникальная терпеливость к людям, что непостижимо для других. На его курсах была самая плохая дисциплина, много происшествий, но его ребята и работали больше всех. Что это такое, никто не мог понять.

Катин-Ярцев обожал талантливое вранье. Если студент пропустил лекцию и начинал выкручиваться, он сразу понимал, в чем дело. По глазам было видно, что он готов расхохотаться, что он уже "колется", но внешне оставался грозен. Хотя был счастлив. "Раз хорошо врет, значит, будет хорошим артистом".

Последние годы он уже не мог бывать в училище, и ребята приходили к нему домой. За два дня до смерти Юрий Васильевич тоже работал, занимался с двумя студентами художественным словом...
Мне нравится
71