← вернуться к рассылке

Евгений Жариков

Евгений Жариков

Детство. Юность

Евгений родился 26 февраля 1941 года в Москве. Его отец, Жариков Илья Мелахиевич (1911 г.рожд.), был писателем, а мать, Жарикова Анна Григорьевна (1910 г. рожд.), учителем русского языка и литературы.
Евгений был шестым и последним ребенком в семье. В то тяжелое время он воспитывался в семье маминых родителей — у дедушки и бабушки под Загорском. Женя рос крепким парнем, лет с четырех уже уверенно управлялся с лошадью. Почти все мог делать своими руками: точил, паял, строгал, помогал мужикам рубить дрова.
Когда Женя подрос, его воспитанием занялись родители. Культурные и образованные люди, они привили своему сыну вкус к хорошей литературе. Возможно после окончания школы это и сыграло роль на выбор его будущей профессии. А может быть дело было в том, что во ВГИКе уже училась девочка, в которую он был влюблен…
Как бы то ни было, в 1959 году юный Евгений втайне от родителей, уверенных, что сын поступит в какой-нибудь технический вуз, подал документы во ВГИК на курс Сергея Герасимова и Тамары Макаровой.

Ранний успех
Уже на втором курсе ВГИКа Евгений дебютировал в кино, сыграв роль Сергея в социально-психологической драме Юлия Райзмана «А если это любовь». А на следующий год он сыграл одну из главных ролей в ленте Андрея Тарковского «Иваново детство» — старшего лейтенанта Гальцева.
В 1963 году на экраны страны вышла лирическая комедия Генриха Оганисяна «Три плюс два», в которой Евгений сыграл роль дипломата Вадима. Картина имела огромный зрительский успех — 4 место в прокате и 35 миллионов зрителей. В фильме снялся ансамбль бесподобных молодых актеров — Андрей Миронов, Наталья Кустинская, Наталья Фатеева, Геннадий Нилов.
Прошло уже более сорока лет, а фильм и по сей день пользуется большой популярностью среди зрителей разных возрастов. Учитывая это, Евгений Жариков признавался, что у него есть идея снять продолжение этого фильма, где герои вновь встретились бы спустя несколько десятилетий…

Работа в ГДР
В 1964 году Евгений окончил Всесоюзный государственный институт кинематографии. К этому времени, снявшись всего в нескольких фильмах, он уже был популярным актером, чему несомненно способствовал успех комедии «Три плюс два» и киноповести Андрея Тарковского «Иваново детство». У Тарковского Евгений Жариков мог сняться еще в одном фильме. Знаменитый режиссер приглашал его на главную роль в картину «Андрей Рублев», утверждая, что лицо актера «иконописно». Кто знает, как сложилась бы его судьба, сыграй он Андрея Рублева…
Жариков решил по-другому: посоветовавшись со своим ВГИКовским педагогом Тамарой Макаровой, он в 1964 году уехал по двухлетнему контракту в ГДР. В течении двух лет он снимался там в главной роли в 62-серийном сериале «Русский для Вас».

Возвращение
В 1966 году Евгений Жариков вернулся в СССР и стал актером Театра-студии киноактера в Москве. С этого времени он начинает много сниматься в кино. Одна за другой выходят картины с его участием: лирическая комедия «Нет и да» (1966), фантастический фильм «Продавец воздуха» (1967), историко-революционный «Таинственный монах» (1967)…
О своей работе в картине «Продавец воздуха» Евгений Жариков вспоминает: "«Продавец воздуха» делался по фантастическому роману В. Беляева, поэтому в нем широко использовались комбинированные съемки. Нам, актерам, приходилось работать в невероятно трудных условиях. Скафандры, в которых мы щеголяли, делались из простого поролона. Для создания иллюзии электрических разрядов на площадке включали электрическую завесу мощностью 600 киловатт. Нам было так жарко, что после часа-двух съемок из скафандров буквально текла вода, точнее наш пот, с которым мы теряли по несколько килограммов веса кряду".
В итоге при весьма незначительных финансовых затратах получился очень интересный и убедительный фильм, который смотрится и спустя десятилетия.

В 1968 году Евгений Жариков снялся в роли штурмана Салина в приключенческом фильме «День ангела» и в роли Леля в фильме-сказке «Снегурочка». Популярность актера росла…
Встреча с Натальей Гвоздиковой
В 1973 году Евгения Жарикова утвердили на главную роль механика Михаила Анохина в картине Хасана Бакаева «Возле этих окон» по мотивам романа Лазаря Карелина «Микрорайон». На главную женскую роль была приглашена молодая актриса Наталья Гвоздикова.
На пробы к фильму «Возле этих окон» Гвоздикова опоздала. Когда она пришла, Жариков ждал ее с недовольным видом. Вот как Наталья описывает их встречу: «Когда я вошла в комнату, Жариков уже был там, сидел с недовольным видом, нога на ногу, развалившись в кресле. При знакомстве он не встал, а так, знаете ли, слегка замешкался. И я сразу почувствовала к нему неприязнь, хотя особого повода, собственно, и не было. Это была наша первая встреча.
Закончилась она тоже не слишком многообещающе. Прежде чем начать работать, я прикинула время окончания съемок и, поняв, что домой своим ходом уже не доберусь, попросила после репетиции предоставить мне машину. Женя потом признался, что был поражен моими „претензиями“: „Ну и принцесса! Еще студентка, а уже машину требует...“ Проще говоря, после первой встречи между нами ничего, кроме взаимной неприязни, не возникло».
И все же им пришлось работать вместе. «Поначалу мы просто привыкли находиться вместе, затем, естественно, начали присматриваться друг к другу, — вспоминает Наталья. — Неприязнь со временем ушла, и даже, как ни странно, возникла некая обоюдная симпатия».

«Рожденная революцией»
Постепенно отношения между Евгением и Натальей переросли в любовь. Надо сказать, что Наталья к тому времени уже была один раз замужем, но этот брак оказался неудачным.
В 1974 году Григорий Кохан приступил к съемкам телевизионного 10-ти серийного фильма «Рожденная революцией». Жарикова пригласили сниматься в главной роли милиционера Николая Кондратьева. На роль его возлюбленной Марии тоже уже была претендентка. Но внезапно из Москвы пришло распоряжение — актрисе запретили сниматься по причине не совсем подходящей национальности. Евгений воспользовался этим, и благодаря ему на роль утвердили Наталью Гвоздикову.
На пробах Евгений сделал Наталье предложение. Из-за съемок у них не было медового месяца. Свадьбы тоже как таковой не было. Молодых отпустили со съемок на пару дней в Москву — расписаться. Брат Евгения — военный — отвез их в ЗАГС и обратно на дребезжащем армейском «газике». С тех пор Евгений и Наталья неразлучны.
Роль Николая Кондратьева стала «звездной» в кинокарьере актера. С этих пор его лицо долгие годы ассоциировалось с «несокрушимой и легендарной» советской милицией. Жариков сам, удивляясь такой популярности, признавался: «На улице иначе как Коля не кличут». О том какой успех вызвала эта картина, достаточно сказать, что, например, в Чите после очередной премьеры, толпа восторженных зрителей носила обаятельного актера на руках, причем не одного, а вместе с машиной.
Роль Николая Кондратьева обеспечила ему не только всенародную любовь, и Государственную премию, но и инфаркт. Очень много душевных сил вложил актер в своего Кондратьева, сыграв шестьдесят лет экранной жизни, — от 17 до 77 лет…
В чем же секрет успеха этого фильма? В «Рожденной революцией», по мнению Жарикова, не так уж много идеологии, а самое главное и привлекательное для зрителя — человеческие судьбы, которые можно «примерить» и на себя. Недаром в эпоху цветного кино была сделана именно черно-белая картина. В ее ткань органично вписывались кадры хроники. И зрители иногда терялись в догадках, где кино, а где реальная жизнь.

Дубляж
Он принимал участие в дубляже более 200 кинокартин. Это при сегодняшних технологиях, когда на дубляж фильма уходит менее одной рабочей смены, звучит не очень внушительно. Но в те годы односерийный фильм зарубежного производства озвучивали дней десять. При этом русские актеры зачастую улучшали работу иностранных коллег, иногда выкладываясь настолько, что даже срывали голос. Так было и с Евгением Жариковым. На озвучке знаменитой картины «Генералы песчаных карьеров» он раз пять срывал голос.
80-е — 90-е
80-е годы не самый лучший период в кинокарьере Евгения Жарикова. На экране он появлялся не часто, хотя почти всегда в главных ролях, причем нередко с Натальей Гвоздиковой. Так вместе с женой он снялся в психологической драме «Семь часов до гибели» (1983), сыграв сорокалетнего хирурга Алексея Шульгина, обретающего в фильме веру в себя. Кроме того, вместе с Гвоздиковой Евгений Жариков снялся в драме «Тихие воды глубоки», приключенческом фильме «Тайны мадам Вонг», социальной драме «Турксиб» и боевике «Шурави».
Еще одна заметная работа тех лет — историко-революционный фильм «Первая конная», где Жариков сыграл знаменитого командарма Клима Ворошилова.
Одна из лучших ролей Евгения Жарикова начала 90-х — несомненно, председатель КГБ Шелепин в политическом детективе Игоря Гостева «Серые волки» (1993). Фильм повествует о драматическом периоде в истории Советского Союза — политическом заговоре, приведшем к смещению Никиты Хрущева и приходу к власти Леонида Брежнева. Шелепин, одна из ключевых фигур антихрущевского заговора, в исполнении Евгения Жарикова исполнен жариковского обаяния, но одновременно демонстрирует хватку, давшую ему негласное партийное прозвище — «железный Шурик».
В том же году Евгений Жариков снялся еще в одном политическом фильме. В драме Леонида Марягина «Троцкий» (одной из самых дорогостоящих картин в российском кинематографе) он сыграл роль Сталина.
Среди других работ Евгения Жарикова: главная роль хранителя Эрмитажа в многосерийном фильме из серии «Гарри Палмер» телевидения Канады «Полночь в Петербурге» и роль Луки в исторической драме «Князь Юрий Долгорукий» (1997).

Евгений Ильич Жариков скончался 18 января 2012 года после продолжительной болезни.

19.01.2019
Участвуйте в народном рейтинге интересных историй и фактов. Если вам понравилась статья - жмите на кнопку. Это интересно 22
Пост!