← вернуться к рассылке

Ирина Петровна Купченко. Народная артистка России

Ирина Петровна Купченко. Народная артистка России

Народная артистка России Ирина Петровна Купченко отметила день рождения.

Ей исполнился 71год.

Ирину Купченко называли настоящей тургеневской девушкой и лучшей чеховской актрисой.Фильмы с участием Ирины Купченко не сходят с экранов уже не один десяток лет. Но для телезрителей она по-прежнему остаётся загадкой.
Актриса появилась на свет в Вене, где в конце 40-х служил ее отец. Необычность Ирины задана с детства — родилась она 29 февраля. Нравы в то время за границей были проще, поэтому в свидетельстве девочке записали «нормальную» дату рождения — 1 марта. Детство Ирины прошло в переездах, но родным городом сама актриса называет Киев, где в итоге обосновалась семья. Только переехав с матерью в Москву после смерти отца, она поступила в Театральное училище имени Щукина.

И еще будучи студенткой, попалась на глаза режиссеру Андрону Кончаловскому, снимавшему тогда «Дворянское гнездо» по И. С. Тургеневу. Лучшей Лизы Калитиной было не сыскать. В тоненькой со строгими чертами лица девочке уже угадывался негнущийся стержень личности. Она была красива, но ничего легкомысленного, водевильно-легкого или открыто-соблазнительного в ней не было.

Так и пошло в ее актерской карьере: ролей, особенно в кино, было много, притом, если и не главных, то, как правило, героинь, и обязательно с характером, с непростой линией судьбы и с весьма сомнительным счастьем. Кончаловский надолго ее облюбовал. Вскоре за Лизой последовала чеховская Соня в экранизации «Дяди Вани». Надо было играть безответную любовь, безграничное терпение, смирение с женским несчастьем. Купченко после этой картины называли идеальной чеховской героиней. За интеллигентность и деликатность в сочетании с несгибаемой волей, за внутренний свет, не ослепительный, но и не гаснущий.

Если бы кто-то вздумал в те годы ставить драматическую версию пушкинского «Евгения Онегина», то лучшей Татьяны, чем Ирина Купченко, невозможно было бы придумать. Мечтательность, гордость, независимость, предельная искренность и абсолютная естественность — все эти драгоценные дары актриса приносила в каждую роль. В этом, сугубо личностном смысле ее княгиню Трубецкую («Звезда пленительного счастья» Вл. Мотыля) можно считать родственницей официантки в шоферской столовой («Романс о влюбленных» А. Кончаловского).

У одной — дворянский стиль, у другой — угловатость обыденной женщины, но обеих роднит цель души, внутренняя работа любви и жертвенности. И когда позже, уже будучи зрелой, уверенной в себе актрисой, Ирина сыграет странную женщину в одноименной картине, кто-то из критиков скажет о ней: «темперамент мысли» — имея в виду непрерывную нравственную работу, душевные труды, не подвластные никаким внешним обстоятельствам. Актриса даже жену волшебника в картине Марка Захарова «Обыкновенное чудо» по Е. Шварцу умудрилась сыграть с подтекстом.

С виду милый домашний зверек обнаруживал подспудную нелегкую долю — жить с неуправляемым творческим человеком, быть одновременно и женой, и музой, и матерью, и ребенком. А уж в «Странной женщине» она и вовсе заявила революционную по позднесоветским временам тему женской свободы — свободы любить, уважать партнера, решать, на кого растрачивать свои недюжинные душевные силы. Отзвуки ибсеновской Норы и толстовской Анны отчетливо звучали в этой роли, преломленные иным временем и иным социумом. Она бы великолепно сыграла и саму Нору в «Кукольном доме», и саму Анну Каренину, будь родной ей Театр им. Вахтангова более внимателен к своим актерским ресурсам. Собственно, и эта тема заявлена в «Странной женщине» — слишком богатая натура, роскошный экземпляр, перед которым пасует обыденность любого сорта.

На счету актрисы десятки фильмов — «Звезда пленительного счастья», «Обыкновенное чудо», «Сибириада», «Отпуск в сентябре», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Собака Баскервилей», «Забытая мелодия для флейты», «Другая жизнь», «Николай Вавилов», «Танцующие призраки», «Будулай, которого не ждут» («Цыганский остров» ТВ), «Роман „al la russа“, „Летние люди“ (»Дачники"), «Старые клячи» (2000), «Приходи на меня посмотреть», «Благословите женщину», «Юленька» и множество других.

Купченко является лауреатом премии Ленинского комсомола, Государственной премии России, которую получила в 2001 году. Награждена орденом Почета.

Актриса получила кинопремию «Ника» за лучшую женскую роль в фильме «Одинокая женщина желает познакомиться» Международного кинофестиваля в Монреале в 1987 году, и премию «Золотой орел».

06.03.2019
Участвуйте в народном рейтинге интересных историй и фактов. Если вам понравилась статья - жмите на кнопку. Это интересно 71
Пост!