Войти

Ирина Печерникова. Мне не больно

2 сентября заслуженная артистка РСФСР Ирина Печерникова отметила 73-й день рождения.

Судьбы актрис, в молодости познавших гром «медных труб славы», не всегда складываются удачно. Ирине Печерниковой, в 23 года сыгравшей учительницу английского в фильме Станислава Ростоцкого "Доживем до понедельника", в жизни довелось терять близких и много страдать.

Совершенно случайно услышав, что в соседнем доме живет знаменитая актриса Руфина Нифонтова, отчаянный сорванец Ира Печерникова решила напроситься в гости и спросить, что нужно уметь, чтобы стать, как она — актрисой.
В роду Печерниковых никто профессионально не занимался искусством. Родители-геодезисты и познакомились на географическом факультете Ленинградского университета. Потом работали в Грозном, где у них в год Великой Победы, 2 сентября родилась дочь Ирина. Семья разрасталась, и уже с тремя детьми они приехали в Москву.

Но все это закончилось после памятного визита к Нифонтовой. Актриса сказала четко: чтобы стать как она, надо уметь все.
И подросток занялась всем: танцами, фигурным катанием, музыкой, стрельбой, вождением мотоцикла и записалась в драмкружок. По совету руководителя кружка Екатерины Соколовой после окончания школы она собралась поступать в Школу-студию МХАТ.
Члены приемной комиссии не могли сдержать смех, глядя на хрупкую девчушку с огромными капроновыми бантами в волосах и портфелем в руках. Но конкурс Ира Печерникова прошла одной из лучших.

На втором курсе она уже играла на сцене МХАТа в спектакле по Джону Стейнбеку «Зима тревоги нашей», а через два года режиссер «Мосфильма» Владимир Гориккер пригласил дипломницу Печерни-кову в фильм-оперу «Каменный гость» (оперные партии пела Тамара Ми-лашкина). А вот от ролей в «Кавказской пленнице» и «Майоре Вихре» юная актриса отказалась, о чем потом, конечно, не раз пожалела.

Но Станислав Ростоцкий предложил роль учительницы английского языка Натальи Сергеевны в картине «Доживем до понедельника», и Ирина Печерникова моментально стала одной из самых популярных актрис отечественного кино. Казалось, теперь ее карьера взлетит. Но на пике популярности актриса ломает обе ноги и 4 месяца приходится провести в гипсе.

«Травмы преследуют меня всю жизнь, — говорит она, — то что-нибудь сломаю, то сотрясение мозга получу». На церемонию награждения Гран-при Московского кинофестиваля в 1969 за фильм «Доживем до понедельника» Ирина пришла с большим трудом, буквально накануне освободившись от очередного гипса. На победительнице было платье одной подруги и туфли другой: «Приз я кое-как получила, но на банкет не пошла».

Но судьба тоже ей готовила большой сюрприз. На польской выставке Ира познакомилась с участником вокальной группы «Бизоны» Збышеком Бизоном. Молодые люди полюбили друг друга, но им сказали: с иностранцами могут встречаться либо родственники, либо жених с невестой. Взбешенный Збышек, усач с гор, сразу решил: «Ирка, значит я — твой жених».
Они поженились и уехали в Варшаву. Опять черная зависть терзала ее недоброжелателей: Печерникова получила возможность ездить по всему миру, но не работать. «За 6 лет жизни в Польше, Швеции и Великобритании я совсем очумела от скуки и попросила мужа отпустить меня в Москву: а вдруг удастся получить роль в кино? Отпустил, хотя и понимал, что я вряд ли вернусь», — вспоминает наша героиня.

В 1975 Александр Митта свел их с Высоцким на съемочной площадке фильма «Сказ про то, как царь Петр арапа женил». Печерниковой пошили костюм первой красавицы Парижа, которая рожает черного ребенка от пылкого Ибрагима, но актриса на съемках другой картины ломает ногу, и — гипс. Однако в платье никто поместиться не может, и Печерникова снимается в гипсе.

Об отношениях Печерниковой с режиссерами, коллегами-актерами, мужьями за ее спиной «доброжелатели» шушукались постоянно. В Малом театре, куда актрису пригласил Михаил Иванович Царев, тоже сплетен хватало, даже с избытком. После его кончины в 1987, новый худрук оставил Печерниковой только один спектакль и ей пришлось уйти в никуда.
Травма была такой сильной, что Ирина, искромсав роскошную гриву и навеки испортив себе волосы, ушла в глубокий запой. Она почти не бывала дома.

А тут развал СССР, отсутствие работы и, как следствие, средств к существованию. До 1992 она работала в двух антрепризах, гастролируя по всей стране и зарабатывая на жизнь. Но и эти проекты не выжили. Тогда Ирина сдала шикарную квартиру на Тверской, а сама с ослепшим отцом переехала в домик-развалюшку, купленный в деревне в Ярославской области.
А в конце 90-х в жизнь Печерниковой вошел тоже актер — Александр Соловьев (зрители его запомнили по ролям Красавчика в картине «Зеленый фургон», Адама в «Адам женится на Еве» и многим другим).

Через много лет судьба их свела на лечении в Феодосии, куда втайне от всех Соловьев тоже приехал кодироваться.
Они целый день гуляли по местам, связанным с Александром Грином, а потом были 4 дня в ее полупустой московской квартире, которые пролетели, как один миг: «Впервые я влюбилась по-настоящему».

Конечно, у него была семья. Жена узнала о романе и позвонила Ирине. Она говорила о том, что сын слишком мал, и без отца ему будет трудно. 8 долгих лет они с Сашей то расходились, то выясняли отношения. Сын окончил школу и поступил в институт. Но все эти годы Саша любил Печерникову, и даже то, что избранница на 7 лет старше, не могло охладить его чувств. А она, наконец, поверила, что встретила «абсолютно своего человека».

Они обвенчались в маленькой церквушке на Арбате. Очень хотели вместе сыграть на сцене, но не получилось. Материально супруги жили крайне скромно: съемок особо не предлагали, в театре работы тоже. Оба были привязаны к собаке по кличке Флай. Как-то после прогулки Саша принес домой еще и котенка. Сейчас Кеша живет в деревне.

В последних числах декабря 1999 Ира поехала к знахарке в Калугу. Когда 25 она вернулась, Саши дома не было. За тот почти месяц, пока его искали, Ира изменилась до неузнаваемости. Тело нашли в морге, где оно было среди неопознанных: ведь документов Соловьев с собой не брал. Что за трагедия с ним случилась, так и неизвестно. Кто-то из знакомых актеров уважительно сказал: мол, Соловьев по-другому и уйти не мог. Еще через месяц скончался Ирин отец. Потом не стало Флая.

Она очнулась в палате клиники неврозов, где провела полгода. А через некоторое время все повторилось...
«Постепенно меня оставляют все, кого я люблю, к кому привязана, — грустит Печерникова.
«… Я жила, но разве это можно назвать жизнью?! Почти два года провалялась в больницах. Чтобы забыться, пила снотворное, проваливалась в тяжелый сон. Это ужасно, но я хотела одного: умереть. Собственно, я и умерла в тот день, когда узнала, что Саши больше нет…»

А жить надо все равно. Через «не могу», через «не хочу», через «зачем?! Ради чего? Ради кого?» …

Мне нравится
80