Войти

Памяти Галины Улановой. Неприступная королева танца

Ее называли обыкновенной богиней, человеком другого измерения, душой русского балета и его поэзией. В танце великой балерины всегда присутствовала недоговоренность, недосказанность, отрешенность и углубленность в себя. Такой же Галина Уланова была и в жизни — замкнутой, отрешенной, неприступной. Она не пускала в свой мир никого и крайне редко давала интервью. С одной стороны, о ней известно многое, с другой — ее жизнь остается тайной и загадкой.

Галина Сергеевна Уланова родилась 8 января 1910 года в Петербурге. Ее отец — Сергей Уланов — артист и режиссер балета Мариинского театра, мать Мария Романова — артистка балета. С 1917 года Мария стала педагогом Петроградского хореографического училища. Исходя из такого положения вещей и из природных данных Гали, понятно - девочке просто предназначено было стать балериной, хотя это вовсе не являлось ее собственным желанием.

Больше всего маленькая Галя любила играть с мальчишками в индейцев и мечтала стать моряком. Она росла неприветливой и замкнутой, еще в детстве признаваясь матери, что "по горло сыта обществом чужих". К тому же сызмальства Галя, постоянная находящаяся в театральной атмосфере, понимала, насколько трудна жизнь балерины.
Потом она иногда признавалась близким в редком откровенном разговоре: "Знаете, какая странность... Не могу я сказать, что я люблю балет как таковой..." Не правда ли, странно слышать это из уст великой балерины, покорившей мир?

Галю определили в Ленинградское хореографическое училище, до шестого класса она училась у своей матери, потом у Агриппины Вагановой. В первые годы застенчивая девочка тяжело переживала разлуку с родным домом и каждое утро встречала входящую в класс мать обильными слезами. Вначале Галя ненавидела занятия, однако чувство долга, воспитанное родителями, брало верх. Юная балерина поражала всех своим упорством и трудолюбием. В классе она быстро стала одной из первых учениц.

После выпускного спектакля в 1928 году Уланова была принята в труппу Ленинградского театра оперы и балета и дебютировала в партии принцессы Флорины ("Спящая красавица"). Уже через полгода состоялось ее выступление в "Лебедином озере". Потом были Аврора, Раймонда, неповторимые образы пушкинской Марии ("Бахчисарайский фонтан") и шекспировской Джульетты. Критики писали: "Среди строгих, размеренных белоснежно-холодных форм классического балета затеплилось дыхание". Ее героини были светлыми и положительными. "Наверное, это наивно, но мне трудно понять, как играют отрицательные роли. В юности я думала: значит, у них в душе что-то такое похожее", — скажет однажды Уланова.

После войны она стала солисткой Большого театра. Балерине очень не хотелось покидать любимый Петербург, но решение было принято в высших партийных инстанциях страны. Вершиной трагедийного танца Улановой стала роль Жизель. А чего стоили образы Золушки и нежной китаянки Тао Хоа в балете "Красный мак"…
Она не была красива: небольшие глаза, неправильные черты лица, без блеска и лоска. Но танец Галины Улановой был настолько одухотворен и строго выразителен! Говорили, что Уланова несет своим искусством некую идею непорочности и целомудренности.
В отличие от многих других звезд Большого, о ней никогда не сплетничали. Повода не было.
Еще Уланова была первой звездой, открывшей эру зарубежных турне советского балета. Самыми знаменательными были первые гастроли Большого театра в 1956 году в Лондоне, где великая балерина танцевала Жизель и Джульетту и имела триумфальный успех, равного которому, по свидетельству зарубежных авторитетов, не видели со времен Анны Павловой.
Ею восхищались все: домохозяйки и балетоманы, выдающиеся композиторы и артисты. Но сама балерина всегда держала людей на солидной дистанции. У нее практически не было близких друзей. Галина Сергеевна всегда мало говорила и даже получила прозвище "Великая Немая". Интервью балерина давала крайне редко и неохотно, а во время немногочисленных бесед с журналистами могла, например, сосредоточенно зашивать свою балетную туфельку. Однажды она скажет: "Жизнь моей души принадлежит только мне…" Уланова обожала состояние одиночества. "Если подходят ко мне, начинают говорить о театре - тогда я испытываю ощущение, как от инъекций", — говорила она.

Ее пятикомнатная квартира в высотке на Котельниках была истинной крепостью. Жилище было заполнено удивительными вещами. Зеленые холодильники, кукла Щелкунчик в человеческий рост, подаренная ей Большим театром 8 января 1980 года в день ее рождения, Микки-Маус, презентованный американской девочкой; старинная питерская мебель, доставшаяся от матери, музыкальный центр и телевизор, привезенные из Японии. А также предметы, принадлежавшие Павловой, Марии Тальони, портсигар Шаляпина с билибинским рисунком и автографом Шаляпина...
Впрочем, в целом к материальному миру Уланова была весьма равнодушна. Когда балерине сообщили, что у нее угнали машину, ни один мускул не дрогнул на ее бесстрастном лице.
В 50 лет Уланова уходит со сцены — навсегда. После чего заступила в Большом на должность педагога-репетитора, хотя ей этого и не хотелось. Ей хотелось, уйдя со сцены, наладить домашнюю жизнь. Но именно с этим у балерины не заладилось, а вот в педагогической деятельности она добилась огромного успеха. Ее учениками были Васильев и Максимова, многие знаменитости Большого (в том числе и сегодняшнего балета, например, Николай Цискаридзе). Работала она с солистами Парижской "Гранд Опера", Гамбургского балета, Шведского Королевского балета, Австралийского балета, артистами балетных трупп Японии.
Уланова говорила о своих подопечных: "Они мне и дети и внуки, своих ведь нет"… Еще родители объяснили: либо дети, либо сцена.
О личной жизни Улановой известно не так много. Все три ее мужа являлись известными и творческими людьми: режиссер Юрий Завадский (это был единственный официальный брак в жизни балерины, кстати, так никогда и не расторгнутый на бумаге), актер Иван Берсенев, главный художник ГАБТа Вадим Рындин. Все мужья были намного старше Галины Сергеевны. И со всеми она после разрыва сохранила дружеские отношения.
Ее личная жизнь, так же, как и круг интересов, ограничивалась искусством. Уланову сопровождали блестящие мужчины, ценившие прежде всего редчайший талант и человеческую уникальность балерины. И – никаких интимных деталей на публику.
На похороны Завадскому она пошлет венок с лаконичной надписью: "Завадскому – от Улановой".
И он в своей статье об Улановой обошелся безо всяких личных подробностей: "Танец был ее сущностью: она не танцевала под музыку, но танцевала самое музыку. Она могла недовертеть фуэтэ или даже упасть, что порой случается с самыми блестящими танцовщицами, - но и ошибки Улановой не прерывали ее жизни на сцене и в образе. Этому помогало чудесное соединение трезвости мысли и свободы вдохновения: воображение и суровый самоконтроль были в ней неразрывны". Да, речь его полна восхищения, но в большей степени… профессионально отстраненного.
Не было у балерины и увлечений, не связанных с профессией. Правда, она любила отдыхать на природе (на малообитаемом тогда озере Селигер) и обожала животных.
Количеству ее регалий мог позавидовать любой лидер коммунистической эпохи. Народная артистка СССР, дважды Герой Социалистического труда, четырежды лауреат Государственной премии СССР, лауреат Ленинской премии 1957 года. А еще премия имени Анны Павловой Парижской академии танца и премия Оскара Парселли "Жизнь ради танца". Балерина была почетным членом Американской академии искусств, награждена Командорским орденом за заслуги в области искусства. Еще при жизни ей были установлены памятники в Санкт-Петербурге и Стокгольме. А в Голландии был выведен сорт тюльпанов "Уланова". Во Франции знаменитый зал "Плейель" после реконструкции открывался представлением в ее честь…
До конца жизни она ходила на высоких каблуках и отличалась легкой походкой и элегантностью. Ежедневно делала часовую зарядку с элементами балетных па. На склоне лет весила столько же, как и в молодые годы, 49 килограммов. Она умерла в возрасте 88 лет, 21 марта 1998 г.

"Я человек другого века", — всегда говорила она. А ее ученики считают - она была над временем. И долго еще будет над ним.
Она явила собой целую эпоху в истории мирового искусства. Как олицетворила и некий возвышенный идеал, прекрасную мечту о совершенстве.

Екатерина Щеглова

Мне нравится
77