Во времена динозавров пышные леса Антарктиды страдали от пожаров

Международная группа палеобиологов под руководством Флавианы Хорхе де Лима из Федерального университета Пернамбуку обнаружила свидетельства того, что на острове Джеймса Росса в Антарктиде росли хвойные, папоротниковые и цветковые растения, которые пострадали от бушующих пожаров. Результаты исследования опубликованы в журналеPolar Research.

Так, ученые проанализировали окаменелости, которые были собраны во время экспедиции 2015-2016 годов в северо-восточной части острова Джеймса Росса. Данные окаменелости содержали в себе фрагменты растений, похожие на остатки древесного угля, который уже успел выветриться за последние десятки миллионов лет.

Обнаруженные фрагменты древесного угля были небольшими. Размер самых крупных – всего 19 на 38 миллиметров. В ходе сканирования электронным микроскопом выяснилось, что эти окаменелости принадлежат сгоревшим хвойным деревьям из семейства араукариевых (Araucariaceae).

Исследователи пришли к выводу, что эти растения сгорели во время мелового периода. Тогда на Антарктиде, свободной ото льда, существовало большое число источников возгорания, включая удары молний, огненные шары от падающих метеоров и вулканическую активность. Растительность легко воспламенялась, а высокий уровень кислорода лишь способствовал дальнейшему горению. При этом предполагается, что лесные пожары происходили до того момента, как холод убил последние леса Антарктиды.

Кроме того, на острове Джеймса Росса обнаружили останки динозавров. Их датировали верхним меловым периодом – то есть они жили тогда, когда сильно бушевали пожары.