Гравитационное действие Солнца и Луны влияет на животных и растения

Ритмы активности всех биологических организмов, как растений, так и животных, тесно связаны с гравитационными приливами, создаваемыми орбитальной механикой системы Солнце-Земля-Луна. Эта истина в некоторой степени игнорировалась научными исследованиями, но она была наконец-то полноценно обоснована в исследовании ученых из Университета Кампинаса (Бразилия) и Бристольского университета (Великобритания). Статья об исследовании опубликована в Journal of Experimental Botany.

Ученые объясняют, что вся материя на Земле, как живая, так и инертная, испытывает воздействие гравитационных сил Солнца и Луны, выражающихся в форме приливов. Периодические колебания демонстрируют два суточных цикла и модулируются ежемесячно и ежегодно движениями этих двух небесных тел. Все организмы на планете эволюционировали в этом контексте. То есть, гравитационные приливы - это ощутимая и мощная сила, которая всегда формировала ритмическую деятельность этих организмов.

Само исследование представляет собой как обширный обзор литературы, так и метаанализ данных из трех ранее опубликованных случаев, в которых гравитационная причинность не была полностью исследована: плавательная активность равноногих ракообразных, мелких ракообразных без панциря, появление которых на Земле датируется не менее 300 миллионов лет назад; репродуктивное усилие кораллов; и модуляция роста проростков подсолнечника на основе автолюминесценции. В последнем случае исследователи проанализировали результаты собственных исследований, а также данные из литературы.

Все эти данные показывают, что при отсутствии других ритмических воздействий, таких как освещение или температура, местных гравитационных приливов достаточно для организации циклического поведения организмов. Это свидетельство ставит под сомнение обоснованность так называемых автономных экспериментов, в которых несколько экологических факторы контролируются, но гравитационные колебания не принимаются во внимание. Ученые подчеркивают, что эти колебания продолжают существовать и могут модулировать поведение живых организмов.

Многие из ритмических паттернов, отображаемых организмами, хорошо известны и широко изучены. Они включают циркадные ритмы, которые связаны с циклом день-ночь или свет-темнота. Однако некоторые ритмические циклы поддерживаются даже тогда, когда фактор света изолирован в лабораторных условиях, а вклад других факторов окружающей среды был исследован и продемонстрирован, хотя их влияние во многих случаях сравнительно слабое. В данном исследовании, среди прочего, рассматривалось сохранение приливных циклов в поведенческих моделях прибрежных организмов, таких как ракообразные, когда они удаляются из их естественной среды обитания.

Исследователи отмечают, что эти животные изменяют свое поведение в соответствии с приливами и отливами в цикле примерно 12,4 часа, который определяется лунно-солнечной динамикой, даже когда их переводят в лабораторию со стабильными и контролируемыми водными условиями. Причем эта закономерность сохраняется в течение нескольких дней, что соответствует времени лунно-солнечного прилива в том месте, где были собраны организмы в природе.

По словам ученых, хотя совместное гравитационное воздействие Солнца и Луны соответствует только одной миллионной гравитации Земли, этого достаточно не только для того, чтобы вызвать крупномасштабные приливные колебания в океанах, реках и озерах, но и для перемещения тектонических плит. Большой адронный коллайдер (LHC), управляемый Европейской организацией ядерных исследований (CERN), с окружностью 27 километров, смещен по вертикали на 1 миллиметр из-за этого гравитационного колебания, и его ученые должны соответствующим образом скорректировать свои экспериментальные расчеты.

Важно отметить, что гравитационные циклы влияют не только на простейшие организмы. Научные исследования показали, что люди, находящиеся в темноте, имеют тенденцию устанавливать циклические колебания продолжительностью 24,4-24,8 часа в соответствии с лунным циклом. Эта тенденция также отмечена у людей, которые проводят длительные периоды в пещерах. Он обусловливает чередование сна и бодрствования, времени приема пищи и других метаболических функций.