Войти

Мятежная и экстравагантная Жорж Санд

Ходить в брюках? Курить на людях? Сочинять романы? В начале XIX века ни одна добропорядочная дама ни о чём подобном и мечтать не смела. Супруг, дети, домашние хлопоты, — таким был удел слабого пола.

Мало кто знает, что нынешней своей свободой женщины обязаны таким экстравагантным личностям, как французская писательница Жорж Санд. Именно она одной из первых начала крушить стереотипы, не боясь осуждения общества.

Детство Амандины-Люсиль-Авроры Дюпен (1804 — 1876) не было безоблачным. Девочка воспитывалась, по большей части, в имении бабушки (на фото выше), редко видела мать. Софи-Виктория Делаборд не находила общий язык со свекровью, но слишком рьяно перечить той боялась, понимая, что её чадо может остаться без наследства. Невестка решила, что лучше уехать в другой город и строить личную жизнь заново после смерти мужа, чем быть никем в доме властной женщины.

С ранних лет ребёнок ощущал свою несхожесть с другими уже из-за одного лишь своего происхождения. Отец Авроры, Морис Дюпен, был внуком маршала Франции, мама — простолюдинкой, подрабатывавшей одно время танцами. Маленькая наследница поместья в Ноане и отеля «Де Нарбонн» росла непослушной и резвой.

Когда мадмуазель исполнилось 13 лет, она без стыда скакала на лошади в мужской одежде и с ружьём на плече, охотясь на зайцев. Понятно, что к такой «барышне» порядочные матроны своих детей подпускать не спешили.

Бабушка постаралась дать Авроре хорошее образование, отправив бунтарку в католический монастырь. Хотя в стенах этого благопристойного заведения девочке нравилось, она не упускала шанс пожить другой, запретной, жизнью.

Аврора при каждом удобном случае рвалась в Париж к матери, чтобы побыть рядом с этой, родной и чужой, женщиной, говорившей на жаргоне бедняков. Хотя позже отношения с грубой и безразличной родственницей так и не склеились, девушка не забывала ту, которая дала ей жизнь.

К 18 годам у Авроры было приличное наследство, рента, образование и свобода. Казалось, можно жить в своё удовольствие, ни дня не работая. Однако судьба решила иначе. Дюпен спонтанно выходит замуж за Казмира Дюдевана, такого же «полукровка». Казимир оказался заурядным, скучным и ничем непримечательным мужчиной, который, тем не менее, дал Авроре чувство хоть какой-то защиты после смерти любимой бабушки.

Постепенно выяснились и другие неприятные подробности. Дюдеван интересовался лишь политикой, охотой и юбками. Говорить с таким человеком умной и воспитанной Авроре было не о чем. Правда, несмотря на холодность, у пары всё же появилось двое детей: сын Морис и дочь Соланж (в 1823 и 1928 годах).

Увы, малыши не спасли брак от разрушения. Сначала молодая женщина ещё пыталась заполнить душевную пустоту, тайком ища общества студентов или катаясь, как прежде, по полям, но все эти забавы не спасали от тягот и одиночества. Аврору возмущало то, что женщину за измену могли посадить, тогда как мужчины без зазрения совести бегали за деревенскими девками. Даже сделать что-то, что касалось семьи, нельзя было без разрешения супруга.

Так сложилось, что в сердце мадам Дюпен закралась новая любовь, необычная и скандальная. Избранником женщины стал 19-летний вольнодумец Жюль Сандо. Когда грянула революция, Аврору словно подменили. Уже тогда она показала свой крутой нрав, порвав с мужем и уехав с пассией в Париж. Дети после разрыва остались с Казимиром.

Парижские приключения Жорж Санд

Ко времени переезда в главный город Франции Аврора успела проявить первые литературные таланты. Её письма к друзьям меняются как в плане стилистики, так и в смысле наполненности.

Деятельная, не привыкшая скучать, женщина мечтала прославиться, а потому нужно было привлечь к себе внимание. Будущая писательница стала появляться в театрах, придя в брюках и рединготе. Впрочем, за этими поступками крылось не только желание эпатировать публику, но и элементарная нехватка денег. Мужской костюм стоил дешевле, да, к тому же, был удобнее и теплее.

Чуть позже Аврора забирает дочь к себе. Дни проходят однообразно, если не считать того, что госпожа Дюдеван помогает писать любовнику роман «Роз и Бланш». Произведение вышло под псевдонимом Ж. Сандо и неожиданно имело огромный успех!

Немного погодя писательница создаёт первый самостоятельный роман «Индиана». Чтобы не компрометировать фамилию мужа, Аврора берёт псевдоним Жорж Санд. Наша героиня в итоге вошла в мужской образ настолько, что шоку и возмущению окружающих не было предела. Даже Бальзак не скупился на «комплименты» в письмах Ганской, когда упоминал о «мужиковатой даме», столь ему неприятной.

Жорж Санд стала знаменитостью Парижа довольно быстро. Она открыто меняла любовников, не стесняясь ни своих чувств, ни спутников. Постепенно к Санд начали прислушиваться другие дамы, втайне желавшие не быть столь стеснёнными предрассудками и правилами света.

В 1836 году в жизни Авроры происходит новый переворот. Она добивается не только развода с упёртым супругом, но и получает в единовластное владение Ноан, а также опеку над детьми. Для тех лет это нечто неслыханное! Тем более, Жорж Санд имела скандальную репутацию...

Жорж Санд: до и после Шопена

Ко времени, когда Аврора Дюпен получила всё, что хотела, — славу, деньги, признание на творческом поприще, — у неё наметился роман с Проспером Мериме, затем — красавцем Альфредом де Мюссе. Сбежав с последним от светской жизни в Италию, Жорж Санд начинает упорно трудиться над новыми произведениями, отдавая труду не меньше 6 часов в день.

После болезненного разрыва с Мюссе казалось, что новая любовь невозможна, но и тут жизнь преподнесла сюрприз. В 1837 году Санд знакомится с Фредериком Шопеном. Это был больной и чувственный гений, аристократ, неприспособленный ни к чему. Такой мужчина менее всего мечтал о страстях и, тем более, — семье. Скорее, его устраивала нянька, помощница, нежная мать рядом, чьи роли на себя неосмотрительно взвалила писательница.

В 1839 году Санд увозит любимого на экзотическую Майорку, чтобы композитор поправился. Увы, местный климат не подошёл хворающему музыканту, и пара на 6 лет селится в Ноане.

Отношения с Шопеном были сложными, тяжёлыми, мучительными. Многие друзья Авроры называли композитора «злым гением», «крестом». Он был совершенно оторван от быта, нуждался в вечной опеке, изводил вторую половинку и часто обижал ни за что.

В 1844 году случилось непоправимое. Шестнадцатилетняя Соланж нашептала Шопену, что мать ему изменяет. Девушка не уважала не только Аврору, но вообще никого и, к тому же, слыла глупой красоткой. Мнительный и ревнивый Фредерик быстро порвал, тяготившие его, отношения.

Когда бурная писательская и общественная жизнь пошла на спад, Авроре вдруг захотелось покоя. Последние годы жизни женщина провела в любимом имении со своей семьёй, в том числе — гравером Мансо, с которым наметились ровные отношения. К несчастью, Жорж Санд и Соланж остались почти врагами, а вот покладистый Морис опекал маму. К 66 годам у госпожи Дюпен появилась замечательная невестка и двое внуков.

Писать произведения Жорж Санд продолжала почти до последнего дня. Творчество превратилось в приятную работу, стало способом разнообразить быт. Умерла Жорж Санд в 72 года на руках близких.

Послесловие

О масштабах такой личности, как Жорж Санд, трудно (и неразумно) судить даже потомкам, имеющим на руках уйму материалов. Не важно, в чём заблуждалась Амандина-Люсиль-Аврора Дюпен, а где была права; сколько меняла любовников, и чем эпатировала высший свет.

Жорж Санд оставила большое литературное наследие, стала яркой искрой в истории. Не зря Сент-Бев величал эту потрясающую женщину «музой и душой своего века».

Сегодня многие защитники прав женщин называют Санд феминисткой, но это не так. Она никогда не отвергала мужчин, не требовала для прекрасной половины человечества полного равноправия. Писательнице хотелось всего лишь свободы и возможности творить.

Прежде всего, Жорж Санд отвоевала право голоса, право на творчество и уважение к личности женщины. Право просто быть собой

Мне нравится
210