Войти

Дворовые игры, о которых стоит рассказать ребенку

В наши дни даже в выходные или каникулы редко можно увидеть ораву детворы, играющей во дворе. Современные дети вряд ли знают, что такое в выходной день проснуться, умыться, на бегу что-то перекусить и бежать стремглав во двор. На смену этому счастью, увы, пришли всевозможные гаджеты, которые только создают иллюзию реальной жизни.

То ли дело когда-то: мы даже боялись заходить в квартиру попить воды, чтобы родители не загнали нас домой. А наше традиционное «Мамочка, пожалуйста, еще пять минуточек!» обычно продолжалось не один час...

Что ни говори, а ведь раньше дворовая социализация со всеми ее прелестями и особенностями была на достаточно высоком уровне. Сегодня наш дружный коллектив напомнит тебе о потрясающих дворовых играх, нынче незаслуженно забытых детьми. Вот где бурлила жизнь!

Резиночки
Это, пожалуй, одна из любимых девичьих игр. Главный и единственный атрибут этой забавы — бельевая резинка (сначала использовалась классическая белая, чуть позже на рынках появились вариации кислотных оттенков). Оптимальное количество игроков — 3, реже — 4 (тогда играют парами).

Каждая участница должна выполнить специальные прыжковые комбинации на разной высоте — от щиколоток до шеи. Как только она ошибется — меняется с другой участницей и ждет своей очереди. Фразы из игры в резиночки: «пожопэ», «только не прыгай с мячиками!», «пусть капуста выручит» — эти теперь непонятные перлы были знакомы всем девочкам тех времен...

Бутылочка
Такая забава считалась чуть ли не запрещенной и зачастую в нее играли подальше от родительских глаз, ведь «бутылочка» способствовала раскрепощению тогдашней молодежи. Все участники садятся в круг (стараясь соблюдать очередность мальчик-девочка). Главный атрибут — бутылочка из-под кефира или лимонада, у старших прокатывал вариант и с бутылочкой из-под пива.

Один из игроков вращает пустую бутылочку в центре и потом должен поцеловать того, на кого показало горлышко. В губы или щечку — участники игры договаривались в конкретной ситуации. Более того, в каждом дворе были свои тонкости и особенности игры. Чего греха таить, часто в бутылочку играли и на раздевание, но это уже, как говорится, совсем другая история...

Колечко-колечко
Все игроки садятся в ряд, выбирается один ведущий, который держит в кулаке или крепко сжатых ладонях колечко. Участвующие складывают ладони лодочкой. Тот, кто ведет, поочередно обходит каждого участника со словами: «Я ношу свое колечко и кому-то его подарю» (напомним, что в каждом дворе вариации уличного фольклора могли отличаться).

Далее ведущий проговаривает такие слова: «Колечко-колечко, выйди на крылечко!», во время которых тот, кто стал «властелином кольца», должен мигом встать и убежать, при этом другие участники пытаются задержать его.

Квач
Наверное, нет такого человека, который бы не слышал об этой легендарной игре. Она чемпион по разнообразию названий, а также по популярности. Главный принцип игры: выбирается один ведущий, который должен поймать (дотронуться, попасть мячом) убегающую на все четыре стороны ребятню. При этом дети дразнили ведущего словами: «Квачик-квачик, дай калачик».

Существовали всевозможные вариации квача, которые усложняли задачу играющим: деревянный, железный, пластмассовый (нужно было дотронуться до определенных предметов), «выше ноги от земли» (если ты забираешься на что-то выше уровня асфальта — квач не может тебя достать), сифа — когда бросали друг в друга чем-то нетяжелым (чаще всего пластиковой бутылкой или палочкой).

Часто эту игру называли догонялки, пятнашки, салки — в каждом городе были свои варианты. Однако, как бы ни называли игру, она всегда заканчивалась одинаково: вспотевшие, все в пыли, но безумно счастливые мы возвращались домой и крепко спали, с нетерпением ожидая завтрашней дозы уличного адреналина.

Классики

Сейчас на асфальте во дворах редко встретишь какие-то надписи или рисунки — дети больше предпочитают рубиться в компьютерные игры и висеть в социальных сетях. А вот раньше свободное место во дворе на асфальте еще стоило поискать: всё было вдоль и поперек расчерчено классиками.

Рисовали их или мелками (белыми, цветными), или куском кирпича. Классики — это клеточки с цифрами в определенной последовательности. Каждый из участников старается попасть камушком в клетку и допрыгать до нее на одной ноге, затем таким же способом нужно было вернуться обратно. Огромный плюс игры в классики — неограниченное количество участников.

Жмурки (прятки)
Выбирается один ведущий. Он становится в угол или просто прижимается лицом к стене, древу и начинает громко считать, а другие дети в это время разбегаются врассыпную и пытаются спрятаться в укромных местечках.

Когда ведущий приступает к поискам игроков после заветной фразы: «Раз, два, три, четыре, пять — я иду искать!», его задача не только найти человека, но и добежать до уговоренного места и дотронуться до стены быстрее игрока со словами: «Тра-та-та за... (имя)». Тот, кого нашли первым, жмурит дальше, а кого последним — считается победителем в этом раунде.

Джинн
Все игроки садятся в ряд, ведущий стоит с мячом. Он подходит к каждому игроку с одинаковым набором вопросов: «Как тебя зовут?», «Сколько тебе лет?», «Где ты учишься?» и так далее, при этом предлагая самые невероятные варианты. Участник должен отбрасывать мяч до тех пор, пока не услышит желаемое.

Главная задача — быть внимательным и словить мяч тогда, когда ведущий бросит его со словами «Джинн». Тогда детишки сами придумывают себе ответы на вопросы. Многие всё-таки пропускали мяч со словом «Джинн», и тогда им приходилось быть Вонючками Задротными, которые живут на свалке. Поверь, ребятня смеялась от этих шуток аж до колик в животе!

Казаки-разбойники

Все участники игры делятся на две команды: «разбойники» убегают и прячутся, а «казаки» отправляются на их поиски. Когда «разбойники» совершают попытку бегства, то оставляют стрелочки на асфальте (земле, деревьях, стенах домов, в подъездах), цель которых — максимально запутать команду «казаков». Также убегающие могут оставлять догоняющим специальные записки с заданиями в самых неожиданных местах (под камнями, в щелях скамеек, в дуплах деревьев).

«Казаки» выигрывают только тогда, когда узнают секретное слово (заранее придуманное убегающими) или находят всех «разбойников». Помню, у нас во дворе никто не хотел догонять, все мечтали быть «разбойниками» и убегать. А ведь что-то в этом есть!

Вышибала/выбивала
Двое игроков — «вышибал» — становятся по разные стороны «баррикад», а между ними находятся все остальные игроки. Задача ведущих — выбить мячом всех до единого (понятное дело, игроки всеми силами пытаются увернуться от мяча). Когда в центре остается один участник, он должен увернуться от атаки с двух сторон столько раз, сколько ему лет. Иногда «вышибалы» были действительно безжалостными и лупили по игрокам так, что мама не горюй!

Цепи кованые
В эту игру можно играть только тогда, когда есть как минимум 6 участников. Все желающие делятся на две команды и становятся напротив, при этом берутся за руки, образуя своеобразную «цепь». Расстояние между командами приблизительно 7–10 метров.

Первая команда начинает игру кличем: «Цепи-цепи кованые, разбейте нас». На это противник отвечает единогласно: «Кем?». Команда, начавшая состязание, должна посоветоваться и решить, кем же будет разбита их цепь. Тот, чье имя назвали, разбегается и что есть мочи пытается расцепить руки игроков вражеской команды. Если это происходит — он забирает себе одного из участников, если нет — становится заложником команды противника.

Проигрывает та команда, где в конечном итоге остался один игрок. Мне кажется, что наши вопли слышали тогда все жители близлежащих домов: от новорожденных до глуховатых бабушек и дедушек.

Море волнуется раз
«Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три... Морская фигура, на месте замри!» — Пока ведущий говорит это магическое заклинание, все участники бегают-прыгают-веселятся-орут. На последнем слове все замирают в каких угодно позах и пытаются не шевелиться, а ведущий старается взглядом уловить того, кто всё же начал двигаться.

Также известен вариант, когда ведущий на время «включает» фигуры, а те должны показать загаданный предмет или существо. Выигрывает тот, кто проявит наибольшее мастерство в демонстрации фигуры.

Светофор


Мелками или кусочком кирпича рисуются две условные линии, между которыми находятся все участники. Ведущий становится спиной к игрокам, называет любой цвет и быстро поворачивается к ним лицом. Если в одежде или в аксессуарах участника забавы есть такой цвет, для него горит «зеленый», и он свободно проходит от одного пункта к другому. Но если такого цвета нет, тебе придется перебежать так, чтобы тебя не поймал «светофор».

Помню, какие у нас были дебаты по этому поводу: «Это не салатовый, а лимонный!», и эти споры точно слышал весь двор. Кстати, существовала еще и вариация этой игры — «музыкальный светофор». Ведущий в уме проговаривал алфавит, а участники должны были сказать: «Стоп». На какой букве он остановился, на такую и нужно было вспомнить песню. Ох, сколько новых хитов мы выдумывали тогда, чтобы только миновать «светофор» без препятствий...

Да, это было воистину захватывающее время! К сожалению, многие дети сейчас даже не догадываются о таком способе времяпровождения, а очень зря.

Обязательно покажи своему ребенку эти игры: они веселые и интересные, а о пользе пребывания на свежем воздухе я и вовсе молчу. А еще поделись, пожалуйста, с нами в комментариях, какие из уличных игр ты помнишь и как в твоем дворе называли подобные забавы, нашей редакции безумно интересно!

Мне нравится
74