Войти

Посол советского романтизма!

17 марта народная артистка СССР Юлия Борисова отмечает 94-й день рождения!

«Таких актрис, как она, принято называть звездами, но Юлия Константиновна не звезда Вахтанговского театра. Она его великая планета», – говорил в своё время о ней Михаил Ульянов.

Весь ее облик, ее манеры, ее стать, ее удивительный звенящий голос словно бы специально были созданы для того, чтобы стать символом короткого периода романтизма в советском театре. Не случайно так органично вписалась Борисова в режиссуру Рубена Симонова, главного романтика вахтанговской сцены.
В нищей, послевоенной стране этот романтизм, тоска по идеалу, по красоте, по возвышенным чувствам оказались спасительны и в чем-то даже целебны. Они задавали жизни планку. Они свидетельствовали о наличии в ней вечных ценностей. Волевая и нежная, хрупкая и непоколебимая, Юлия Борисова часто играла цариц - Клеопатру, Турандот, королеву Анну. Но даже в роли Вальки-дешевки из "Иркутской истории" она все равно царила на сцене. В ней, сколь бы эксцентричны, капризны, даже взбалмошны ни были ее героини, всегда ощущалось это поистине царское чувство собственного достоинства. В ее сценической победительности всегда было растворено врожденное благородство души. Оно задавало тон в ее Гелене из "Варшавской мелодии", в Настасье Филипповне из "Идиота", в Елене Кольцовой из "Посла Советского Союза", прототипом которой была Александра Коллонтай. Вообще во всей ее жизни, без остатка посвященной одной-единственной сцене.

Окончила Театральное училище имени Б.В.Щукина (1947). С 1947 - актриса театра имени Евг.Вахтангова (Москва).
Первые шаги на сцене - в амплуа лирических героинь - Магда ("Заговор обреченных" Н.Вирты), Геро ("Много шума из ничего" В.Шекспира), Галя ("Макар Дубрава" А.Корнейчука), Эпонина ("Отверженные" В.Гюго), Джулия ("Два веронца" В.Шекспира).
Все эти героини Юлии Борисовой обладали прекрасной внешностью, обаянием молодости, трогательностью и обещанием будущих возможностей. Но подлинное открытие большой актрисы с уникальной индивидуальностью произошло в роли Анисьи в спектакле "На золотом дне" Д.Мамина-Сибиряка (1955).
Вместо бытовой мелодрамы Борисова создала глубокую трагедию богато одаренной души, поруганной и изувеченной укладом купечества Сибири, создала с удивительной психологической тонкостью, мощным темпераментом и яркой театральной выразительностью.
С тех пор, практически, ни одна работа Юлии Борисовой не оставалась не замеченной. Ее талант многогранен, но более всего актрисе интересны образы, которым свойственен сердечный порыв, смятение чувств и кипение страстей.
Даже ее хрупкие юные героини, имея разные характеры, всегда поразительно стойко, страстно противостоят ударам судьбы. Борисова - всегда адвокат своих героинь, ее интересует становление женской человеческой личности. Это и Наташа ("Город на заре" 1957), это и Люся ("Две сестры" 1957), наконец, Варя ("Иркутская история" 1959).
Особую страницу в актерской биографии Ю.К.Борисовой занимает создание роли Настасьи Филипповны ("Идиот" Ф.Достоевского, 1958 г.) - актрисе довелось сыграть ее и в кино и на сцене, но, несомненно, более глубоко и емко это было в театре, где последовательнее была прослежена судьба этой мятущейся между благородством и ожесточенностью, между любовью и ненавистью женщины.
Точность социальной характеристики, чистота, целомудренная поэтичность, духовная сила - всегда отличают создания Борисовой. Женщины со сложной судьбой, несчастной любовью - у нее всегда натуры избранные, незаурядные - умная, независимая Нефедова ("Одна" 1956), потерянная в жестоком мире Гитель ("Двое на качелях" 1963), виртуозная притворщица, "царица блажи", жертвующая жизнью во имя любви Клеопатра ("Антоний и Клеопатра" 1971), неприкаянная, ищущая выхода своим жизненным силам Елена Андреевна ("Леший" 1979), яростная в своем отчаянии Мария ("Мария Тюдор" 1985).
В последние годы Юлии Борисовой довелось сыграть двух женщин своей профессии: Кручинину ("Без вины виноватые" А.Островского, 1993 г.), где она виртуозно воплощает трагическую судьбу женщины, актерское призвание и красоту человеческой души, и Патрик Кемпбел ("Милый лжец" Д.Килти, 1994 г.) - умную, ироничную, пронесшую через многие годы любовь к Б.Шоу.
Многие годы, будучи ведущей актрисой театра, Юлия Борисова была Депутатом Верховного Совета РСФСР (с 1963 г.), членом Президиума Дома Актера.
Кино
Борисова - театральная актриса, в кино снималось мало, тем не менее, в ее арсенале одна из сложнейших ролей в мировом театре и кинематографе - роль Настасьи Филипповны в фильме "Идиот" в постановке И. А. Пырьева.
Актрисе удалось удивительно точно передать весь исполненный драматизма образ Достоевского.
В 1969 году она снялась в фильме "Посол Советского Союза" в роли Коллонтай, в 1973- в фильме "Иркутская история", сыграв знакомую по театру роль Вари.

Мне нравится
34