Войти

Русский этнограф и путешественник Николай Миклухо-Маклай

14 апреля 1888 года, ушел из жизни русский вождь папуасов, знаменитый русский этнограф и путешественник Николай Миклухо-Маклай.

Николай Николаевич придерживался принципа единства человеческого рода, отвергал распространённую в то время теорию, что чёрные расы представляют собой переходный биологический вид от обезьяны к человеку разумному.
Прославленный русский путешественник Николай Николаевич Миклухо-Маклай скончался в Петербурге – 14 апреля 1888 года.

Учёному был всего 41 год, и к моменту смерти он весил… около 44 килограммов при росте 167 см.Болезни преследовали путешественника всю жизнь: в юности переболел воспалением лёгких и плевритом, в 23 года в Египте подхватил малярию, и болезнь уже не оставляла, изнурительные приступы сопровождались бредом и обмороками, позже к малярии присоединилась лихорадка денге. Перед кончиной Николай Николаевич испытывал страшные боли в челюсти, у него отнялась правая рука, отекли ноги и живот, больной неподвижно лежал в затемнённой комнате. Врачи так и не смогли поставить диагноз, он стал известен только три четверти века спустя, когда в 1962-м при перезахоронении тела сделали рентгено-анатомическое исследование черепа. Оно показало, что у Миклухо-Маклая был рак нижней челюсти, метастазы распространись по всему телу.

Можно сказать, что на протяжении жизни лишь в небольших перерывах Николай Николаевич был относительно здоров. Но, преодолевая себя, он успел с научными целями объездить полмира, кстати, никогда не мог оставаться на родине больше, чем год. Исследователь даже стал забывать русский язык. Но в России, как и в Европе, за его путешествиями следили, издавали научные труды. Он стал знаменитостью.Николай Николаевич придерживался принципа единства человеческого рода, отвергал распространённую в то время теорию, что чёрные расы представляют собой переходный биологический вид от обезьяны к человеку разумному.

Главное дело жизни учёного - изучение коренного населения Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании. И здесь самое важное место отводится Новой Гвинее: Миклухо-Маклай стал первым белым человеком, ступившем на северо-восточные берега острова. Эти территории он назвал «Берегом Маклая».Впервые в Новую Гвинею исследователь прибыл на военном корвете «Витязь» в сентябре 1871 года. Встреча с папуасами прошла мирно, они даже поднялись на борт. Но когда возвращались на берег, командир распорядился дать артиллерийский салют. Перепуганные папуасы убежали в джунгли. Прибывший на берег Маклай встретил только одного смельчака по имени Туй, который стал посредником в общении с обитателями прибрежных деревень. Корабль ушел, а Маклай поселился на мысе Гарагаси, где ему построили хижину.

Приступы лихорадки не оставляли, постоянно болели и прибывшие с ним чернокожие слуги, а вскоре один из них - юноша по имени Бой - умер. Тут Маклай вспомнил об обещании своему коллеге - немецкому профессору Гегенбауэру приготовить препарат гортани чернокожего человека с языком и мускулатурой. Николай Николаевич выполнил обещание, а тело Боя захоронил в море. Местным жителям исследователь внушил, что юноша улетел в Россию.Зато папуаса Туя Маклай излечил от тяжелого ранения, когда на того упало дерево. Местные жители стали считать гостя сверхъестественным существом, даже одним из первопредков папуасов - Ротеем. Родился миф, будто Маклай прибыл с Луны, его так и называли «Лунный человек».

В декабре 1872 года за учёным зашёл паровой клипер «Изумруд». Кстати, в России Николая Николаевича уже считали погибшим, об этом написала одна из петербургских газет. А исследователь обратился к русскому правительству с призывом установить на Берегу Маклая российский протекторат с одновременным созданием Папуасского Союза – независимого государства, главой которого хотел стать. После того, как проект отклонили, учёный обратился с таким же предложением к правительствам Великобритании и Германской империи. Однако в 1884 году Берег Маклая превратили в германскую колонию, и участь населения была плачевной.

К своим любимым папуасам Маклай возвращался ещё два раза. Так, в 1876 году он пробыл здесь 17 месяцев. За это время закончились съестные припасы и даже писчая бумага – пришлось перейти на подножный рацион, а записи научных наблюдений делать на листах книг и обёрточной бумаге.

В последний раз исследователь побывал в Новой Гвинее в 1883 году, и прожил там всего восемь дней. Он увидел, что деревни обезлюдели, все его старые знакомые умерли, племена бесконечно воевали друг с другом, многие оказались в рабстве. Мечта о независимом и свободном папуасском государстве под его руководством оказалась несбыточной.Миклухо-Маклай всегда пользовался успехом у женщин. К 1865 году относятся первые свидетельства его романтических настроений: в Германии, где он учился, было распространено знакомство по переписке. Объявления от желающих печатались в газетах.Сохранилось несколько образчиков подобных писем молодого Николая. Затем у него возник роман с дочерью одного из профессоров. А во время клинической практики (тогда Маклай изучал медицину) завязались страстные отношения с пациенткой, которая перед смертью завещала ему свой череп. Николай сделал из него настольную лампу, которую возил с собой в экспедиции.

… Память об учёном и путешественнике не изгладилась. В Папуа-Новой Гвинее, как сейчас называется это островное государство, на мысе Гарагаси Миклухо-Маклаю установлен памятник.

Памятник есть и в России – в Окуловке Новгородской области, ведь в этих краях в селе Языково-Рождественское Николай появился на свет в 1846 году. В советское время имя исследователя присвоено институту этнографии Академии наук. А в 1996 году ЮНЕСКО провозгласило Миклухо-Маклая гражданином мира.

Мне нравится
42