Войти

Леонид Енгибаров. Клоун с осенью в сердце

Леонид Енгибаров в цирковом искусстве произвёл революцию: он заставил зрителей и коллег по-новому взглянуть на жанр клоунады и воспринимать пантомиму как драматическое искусство, а не развлечение. В 6 утра мим уже был на арене цирка, а заканчивал репетиции самым последним. 

Резиновый человек
Долгое время Енгибаров выступал как ковёрный клоун — заполнял паузы на арене цирка во время смены декораций и приготовлений к следующему номеру. Артист внимательно изучал всю цирковую акробатику, много месяцев отрабатывая трюки, до совершенства доводил техническое исполнение элементов. Каждому трюку он находил актёрское оправдание, использование трюков ради самих трюков было для Енгибарова недопустимым развлечением.
В этом фрагменте выступления Енгибаров, гуттаперчевый и «резиновый», в перерыве между номерами развлекает публику, исполняя акробатический этюд: своим телом артист будто рисует знак бесконечности.

Енгибаров выбрал достаточно нетрадиционное для цирка амплуа: стал клоуном-мимом. Артист примерил на себя маску проказливого подростка: открытого новому, любопытствующего, неунывающего, и показал зрителю человека, пробующего жизнь на вкус. Так, в пантомиме «Лев» артист на свой страх и риск несколько раз бесстрашно засовывает голову в пасть рычащего льва и делает это так правдоподобно, что всякий раз дыхание замирает в ожидании, останется ли клоун живым после смелых экспериментов с царём зверей.

Не говоря ни слова, Енгибаров был способен за минуту рассказать глубокую историю о любви и ненависти, об уважении к человеку и одиночестве. В пантомиме «Жизнь женщины», которая длится как раз чуть больше минуты, артист с сочувствием и нежностью сумел изобразить стандартно складывающийся путь женщины, жены, матери.

Номера Енгибарова не просто забавляли зрителя, но всегда транслировали философский смысл, превращаясь в своего рода поэтическую пантомиму. В своём прозаическом произведении «Шар на ладони» Енгибаров писал, что забывается всё: боль от падений, усталость от тренировок, как распухают кисти рук, а глаза наливаются кровью. И добавлял: «Вот только одно никогда не забывается: это когда ты стоишь на двух руках, медленно отрываешь одну руку от пола и понимаешь, что у тебя на ладони лежит земной шар». Описанный момент, возможно, артист переживал в конце выступления «Баланс на руках», а затем в полной тишине, не оборачиваясь к зрителю, уходил за кулисы, боясь спугнуть магию единения с ним. Шквал аплодисментов раздавался уже после того, как спина клоуна скрывалась за цирковым занавесом.

Клоун, как назвал Енгибарова его близкий друг Владимир Высоцкий, «воровавший грустные минуты у людей» — умер 25 июля 1972 года от обширного инфаркта.
Артисту было всего 37 лет.

Мне нравится
38