Анализ ДНК подтвердил теорию Тура Хейердала

Ученые нашли новые свидетельства доисторических путешествий между Америкой и Восточной Полинезией. Анализ ДНК показал, что примерно в 1200 году нашей эры произошло смешение между коренными американцами и полинезийцами, сообщаетNature.

Возможные контакты между этими регионами были предметом научных споров в течение нескольких десятилетий. Так, в 1947 году норвежский исследователь Тур Хейердал совершил путешествие на плоту из Южной Америки в Полинезию, чтобы продемонстрировать, что подобное было возможно для древних племен.

Многие эксперты предполагали, что эти две популяции смешались еще до прибытия европейцев в Южную Америку, хотя между ними пролегали тысячи километров открытого океана. Но прямых доказательств до последнего времени не было.

В рамках последнего исследования международная группа ученых проанализировала 800 образцов ДНК коренных жителей прибрежной Южной Америки и Французской Полинезии.

«Мы обнаружили идентичные по происхождению сегменты ДНК индейских предков на нескольких Полинезийских островах. Это убедительно доказывает, что было одно общее контактное событие», – заключили авторы.

Статистический анализ подтвердил, что это событие произошло около 1200 года н. э., примерно в то время, когда полинезийцы стали осваивать тихоокеанские острова.

Предыдущие генетические исследования были посвящены в основном населению острова Пасхи, известного своими гигантскими каменными статуями (моаи), поскольку географически он ближе остальных к материку. Но на самом деле первый контакт, скорее всего, произошел на одном из архипелагов Восточной Полинезии, как и предполагал Хейердал.

Моделирование ветра и течений показало, что дрейфующие суда, отправляющиеся из Эквадора и Колумбии, с наибольшей вероятностью должны были прибыть на южные Маркизские острова, за которыми расположен архипелаг Туамоту.

Ранее исследователи отмечали поверхностное сходство между монолитными статуями в Полинезии и южноамериканскими «скульптурами». Но есть и другие признаки родства двух культур, например, похожие слова. Так, сладкий картофель в Полинезии называют «кумала», а в Эквадоре – «кумал».