Войти

Женщины в первобытных обществах охотились наравне с мужчинами

Долгое время считалось, что мужчины были охотниками, а женщины — собирателями, но новое исследование показывает, что в культурах охотников-собирателей представители обоих полов были одинаково искусны в охоте. Исследование было опубликовано в журнале PLOS One.

Международная группа ученых сделала вывод после изучения данных, взятых из десятков научных статей, опубликованных за последние 100 лет, в которых основное внимание уделялось 63 обществам охотников-собирателей и захоронениям женщин-охотниц со всего мира, включая группы в Северной Америке, Африке, Австралии и Азии.

«Мы читали статьи, написанные людьми, которые жили с этими группами и изучали их поведение», — рассказала соавтор исследования Кара Уолл-Шеффлер, профессор и сопредседатель кафедры биологии Тихоокеанского университета Сиэтла. «Они смотрели на людей и записывали то, что они делали».

Из оцененных сообществ собирателей 79% состояли из женщин-охотниц, и их охотничий статус не изменился после того, как они стали матерями.

«Женщины выходили с множеством разных инструментов — у них был очень разнообразный набор инструментов по всему миру — и, если они видели животное, они убивали его», — сказал Уолл-Шеффлер. «Мы были удивлены тем, как большинство групп показывали охоту женщин, и на это не было явного табу».

Исследователи также отметили, что более 70% женских охотничьих экспедиций были классифицированы как «преднамеренные», что означает, что женщины целенаправленно выходили на поиски мяса, а не участвовали в оппортунистических убийствах, в которых они встречали животных, выполняя другие задачи, такие как поиск пищи и растений, согласно исследованию.

По словам Уолл-Шеффлер, большинство из этих женщин-охотниц «преднамеренно охотились и выходили специально для охоты на животных». «Мы были удивлены, что это не было просто оппортунистическим. Все в их сообществе знали, что они пойдут на охоту, и это была их работа».

Кроме того, женщины-охотницы не охотились, а ловили только мелкую дичь, такую как птицы и кролики. Скорее, они были равны мужчинам-охотникам, когда дело дошло до охоты на крупную дичь в Америке, составляя примерно 50% охотников, охотящихся на крупных животных, таких как олени и лоси, согласно исследованию.

«Мы повторно проанализировали захоронения крупной дичи из Северной и Южной Америки [в которых людей хоронили с инструментами или костями животных] и доисторически показали, что женщины и мужчины были охотниками на крупную дичь 50/50», — сказал Уолл-Шеффлер.

Итак, кто виноват в ошибочном представлении о том, что мужчины были охотниками, а женщины собирателями?

«Цель [второй] книги состояла в том, чтобы сказать: «Хорошо, мужчины охотятся, но на самом деле охота — не лучший способ получить калории, потому что она очень непоследовательна», — сказал Уолл-Шеффлер. «Поскольку это так непоследовательно, самцы могут это делать, но на самом деле они не обеспечивают самок, поскольку самки приносили свою еду, и с ними все в порядке, потому что они также всегда собирались. Но в конечном итоге книги создали «более жесткие гендерные роли, в которых мужчины охотились, а женщины собирались, и двоим никогда не сойтись — и это осталось», — добавила она. «Не имеет смысла, что, если что-то вроде охоты на животных поможет прокормить их сообщество, женщины проигнорируют это. Такое жесткое разделение труда не имеет смысла».

Мне нравится
16