Войти

Почему во всём мире обесценилось высшее образование?


В наше время всё больше и больше специалистов в разных областях, а также предпринимателей и бизнесменов добиваются успеха, не имея «вышки». Например, Стив Джобс, основатель самой дорогой компании в мире, Apple, в своё время не получил диплома, хотя даже после отчисления из колледжа долгое время посещал лекции.

Век живи

В своей колонке для Forbes американский предприниматель Гэри Шапиро пишет, что для современного жителя США высшее образование и диплом престижного колледжа всё реже символизирует билет в счастливое и богатое будущее. Наоборот, студента выпускают с долгом от 20 до 60 тысяч долларов займа на обучение и завышенными ожиданиями от своей будущей карьеры. Скованные кредитом, бывшие студенты не рискуют и не вкладывают усилия в авантюрные стартапы или собственную деятельность, предпочитая работать в менеджерском составе фирм на начальных должностях. Это - в лучшем случае, в худшем — остаются без работы на перенасыщенном рынке труда и не знают, что делать со своей учёной степенью.

В Англии на этой основе возник кризис доверия к системе образования в целом. Предыдущее поколение вышло из учебных заведений с большими надеждами и грандиозными планами, а когда реальность расставила всё по своим местам и вынудила обладателей дипломов работать на далеко не престижных должностях, они стали советовать детям меньше обращать внимание на оценки. Таким образом, английские педагоги остались без своих важнейших союзников — родителей.

И английских родителей в этой ситуации легко понять. Высшее образование в его широком смысле, вместе с младшими учёными степенями вроде бакалавра, перестало быть приоритетным пунктом в резюме, а превратилось лишь в пропуск к конкурсам на должности, которые, тем не менее, выпускнику никто не гарантирует. Дело в глобальной академической инфляции, которая с каждым выданным дипломом обесценивает каждый из них отдельно.

Наравне с этим, перевыпуск дипломов и профицит людей с высшим образованием на рынке труда постепенно повышает требования к соискателям. Выпускник из-за этого попадает в заколдованный круг трудоустройства после университета: на приличные должности требуется опыт, а опыт зарабатывается на позициях, зачастую образования не требующих или не соответствующих его справедливым ожиданиям.

Век работай

В нынешних реалиях образование действительно играет всё меньшую и меньшую роль в решениях о приёме сотрудников на работу. Отличники в учёбе редко демонстрируют изобретательность и сноровку, необходимую для решения проблем в сжатые сроки и под большим давлением. Они отлично работают по планам и шаблонам, но с трудом импровизируют в сложных ситуациях. Высшее образование полезно лишь тем, что обучает усваивать и обрабатывать большие потоки информации. Проще говоря, на учёбе учат учиться.

В 2011 году Daily Herald публиковала результаты исследований, которые наглядно показали, что 30% студентов за четыре года обучения не улучшили навыки критического и абстрактного мышления. Но при этом особый рост в этих областях показали студенты, предпочитавшие учиться отдельно от сверстников и выбиравшие классы для посещения наиболее придирчиво. Спустя год после конца обучения та же треть студентов вернулись домой к родителям, а десять процентов все ещё не могли найти себе работу.

Блог общественной организации UnCollege даёт множество советов тем, кто собирается отчисляться или уже покинул стены вуза. Среди рекомендаций особенно выделяется такая: «Если цель вашего пребывания в колледже — диплом, и вы собираетесь получить его, прилагая как можно меньшие усилия, то лучше потратьте время на что-нибудь другое». Например, на получение практических навыков или составление портфолио в областях, которыми собираетесь заниматься. Несколькими пунктами ниже есть и такое: «Если вам уже известна ваша цель в жизни, то не тратьте время на образование, ведь умение воплощать идеи на практике ценится куда больше, чем любой диплом».

Век учись

Системы образования, казалось бы, должны бы как-то подстраиваться под реалии жизни и общества. Вместо того, чтобы томить детей и подростков по шесть часов, помочь им найти то занятие, которое им нравится, вне зависимости от того, будет ли это стрижка волос или проектирование спутников. Но первый заместитель председателя комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям Дмитрий Новиков в статье про кризис, переживаемый системой образования пишет про то, что на данный момент и школы и вузы «идут под откос».

«Откос», в том значении, в котором его использует Новиков, это и устаревшие методики преподавания, и зачастую плачевная техническая база, и тот факт, что по результатам переписи 2010 год треть россиян получила среднее профессиональное образование (техникум или ПТУ), но лишь четверть выбрала вузы. Ещё треть, кстати, предпочла вообще после школы не продолжать обучение ни в какой форме. Оставшиеся крохи - это гордые обладатели неполного высшего образования — самой редкой категории среди представленных.

6 октября Минтруд РФ опубликовал список из 50 перспективных профессий, которые требуют среднего образования. В него вошли «специалисты по информационным системам», «операторы беспилотных летательных аппаратов» и «автомобильные конструкторы». В век технологий big data, использования дронов чуть ли не в каждой отрасли и выхода автомобильной индустрии на новый виток технологического развития (автопилоты и электрокары), необязательно корпеть над рефератами, курсовыми и дипломом. Можно просто начать работать. Причём, в сферах, где в ближайшие несколько лет точно нужны будут новые кадры.

Древнегреческому философу Епиктету приписывают фразу «хочешь быть писателем — пиши». Универсальное, кажется, высказывание, которое можно применить абсолютно к любой деятельности. Получается, что, обучаясь, люди становятся только студентами. А работниками — только работая.
Мне нравится
98