Древний папирус раскрыл секрет строительства египетских пирамид
В 2013 году археологи наконец приблизились к разгадке одной из тайн строительства пирамид в Древнем Египте. Они отыскали в пещере рядом с руинами порта Вади-аль-Джараф на Красном море папирусы, оказавшиеся самыми старыми из когда-либо найденных.
Последующая расшифровка показала, что это дневник Марета, который был кем-то вроде прораба, руководившего процессом отделки пирамиды Хеопса. В его распоряжении было 40 элитных рабочих, по нашим понятиям, «бригадиров» групп исполнителей.
Марет подробно описал ход работ. Пирамиду облицовывали известковыми блоками весом примерно в 2,5 тонны каждый. Вырубать их приходилось на другом берегу Нила в карьерах Туру. А гранитные блоки, что намного тяжелее, добывались вообще за тысячу километров от плато Гиза. Как их доставляли к месту стройки?
Оказывается, на лодках, по воде. Известковые везли по одному, процесс доставки занимал 2-3 дня. Для гранитных приходилось связывать несколько лодок, получался своеобразный плот.
Откуда водная «дорога»? Сейчас вокруг плато Гизы пустыня. Но недавнее сканирование этой территории с воздуха показало, что под слоем песка действительно есть старое русло. Это приток Нила, существовавший в ту эпоху, а спустя пору тысячелетий высохший.
Археологи провели на этой местности раскопки, и анализ почв подтвердил: река тут действительно была. Более того, затем учёные отыскали и более мелкие каналы, прорытые строителями, чтобы подвести воду прямо к основанию пирамиды.
Что дальше? Как эти огромные блоки поднимали на высоту? Здесь описаний очевидцев не найдено, остаются лишь гипотезы. Часть ученых склоняется к версии Геродота, который считал, что рабочим помогала система деревянных домкратов. Возможно, были и пандусы, помогавшие «карабкаться» вверх блокам.
Что касается перетаскивания тяжестей по земле, то тут подсказку дают некоторые старинные рисунки. А одном из них огромную статую тащат рабы, а песок перед постаментом поливает человек из кувшина. Маслом или водой? И то, и другое помогает скольжению. Наши «кулибины», кстати, и сейчас используют для той же цели брёвна, которые подкладывают под груз и перекатывают по мере продвижения.