Улучшение климата стало одним из факторов краха городов майя

Междисциплинарное исследование объединяет археологию, эпиграфику и палеоклиматические данные, чтобы раскрыть закономерности подъема и запустения городских центров майя, бросая вызов упрощенным представлениям об их крахе.
Сокращение численности населения крупных городских центров — явление, неоднократно определявшее ход истории, — часто объясняется внезапными и разрушительными катастрофами. Упадок некогда величественных городов, от Ангкор-Вата в современной Камбодже до Кахокии в Иллинойсе, часто объяснялся окончательным экологическим кризисом.
Среди этих примеров – падение городов майя классического периода, достигших своего расцвета между 600 и 750 годами н. э., которое часто приводится в качестве примера климатического коллапса. Хотя миллионы потомков майя продолжают существовать и сегодня, примерно к 900 году н. э. эти городские центры, расположенные на юго-востоке Мексики, в Гватемале, Белизе и западных регионах Гондураса и Сальвадора, были фактически заброшены.
Чтобы разобраться в механизмах, приведших к этому явлению, и выявить возможные последствия для современных городов, группа исследователей, включая Клэр Эберт, доцента кафедры антропологии Питтсбургского университета, провела исчерпывающее исследование, чтобы понять, как совокупность факторов повлияла как на рост, так и на упадок этих городов. Результаты их работы, опубликованные в журнале Proceedings of the National Academies of Science, выявляют значимые корреляции между конфликтами, изменением климата и циклами роста и упадка городских поселений.
Эберт сотрудничал с многоинституциональным консорциумом, который интегрировал археологические свидетельства, иероглифические записи и палеоклиматические данные, чтобы изучить реакцию городов майя на экологические и политические изменения. Сложность полученных результатов ставит под сомнение однозначные объяснения. Клэр Эберт ясно заявляет: «Опустошение городов не обязательно произошло из-за сильной засухи, когда все жители уехали. Города не возникают и не исчезают только из-за того, что окружающая среда влажная или сухая».
Переломный момент наступил не тогда, когда ухудшились климатические условия, а когда возобновилось количество осадков и улучшилась окружающая среда, после чего населению больше не нужно было зависеть от централизованных систем. Более влажная среда оказалась достаточно продуктивной, чтобы городские жители вернулись в сельскую местность.
Несмотря на фундаментальные различия между древними и современными городами, понимание факторов, повлиявших на их рост и трансформацию, может дать ценное руководство на будущее. Мы можем заглянуть в будущее древних городов и увидеть, как разворачиваются эти процессы, сказал Эберт. Исследование не предполагает, что современные города должны – или даже могли бы – копировать города древних майя, но изучение столь долгосрочных исторических данных помогает археологам выявить факторы, которые сформировали устойчивость и трансформацию.
Например, современный город может не зависеть от террасного земледелия, но при этом всё равно нуждается в различных типах критически важной инфраструктуры. По словам Эберта, инфраструктура есть у всех городов. Ключевые вопросы: когда эти системы развиваются, когда они начинают разрушаться и почему? Изучая всю историю городов майя, исследователи могут лучше понять, как сообщества реагируют на изменения и какие уроки могут помочь в принятии более устойчивых решений сегодня. История, прочитанная с научной точки зрения, становится лабораторией для изучения вызовов современности.