Войти

Маг или врач? История Григория Захарьина

Григорий Захарьин — великий врач-терапевт XIX века. Являлся заслуженным профессором Московского университета и почётным членом Императорской Санкт-Петербургской Академии Наук. Среди его пациентов были выходцы из самых состоятельных слоев общества, в том числе и царская семья. Захарьина восхвалял и Антон Павлович Чехов, называя его «Львом Толстым» в области медицины.

Чем же он заслужил такую народную любовь? Особым отношением к своим подопечным. Он всегда внимательно выслушивал больного, уделяя внимание каждой детали болезни. Благодаря грамотному анамнезу, лечил людей намного эффективнее своих коллег. Григорий говорил своим ученикам лечить, а не штамповать рецепты. Кроме того Захарьин чтил профилактику, как важнейшее условие здоровья человека.

Однако, его профессиональные качества шли в разрез с характером. Так, Григорий Антонович отличался крайне раздражительностью. Он уважал только дам, общаясь с ними на французском, а вот даже королей, и тем более, купцов мог и обматерить. В любом случае, ему все прощалось.

Образ Закарьина, как целителя, оброс легендами: считалось, что он мог с полувзгляда поставить диагноз. Например, был такой случай. Один пациент жаловался на частые простуды. Врач посоветовал ему перестать ездить через Ильинку, местную деревушку. Тот сменил маршрут и болеть перестал. В чем был секрет? Вдоль того пути стояло много церквей, и перед каждой крестьянин снимал шапку… в лютый мороз.

На деле, никакого чуда Григорий не совершал. Он дотошно изучал своих больных, предварительно посылая к ним своего помощника. Тот должен был выяснить все подробности его жизни: какая у него семья, чем он питается, где находится его дом и так далее. Захарьин считал неправильным привычку коллег определять болезнь лишь на основе анализов. Именно ему современная медицина России обязана анамнестическим методом.

Его лютый нрав, великолепные качества профессионального врача и огромные гонорары будоражили умы современников. Хотя доходы действительно были немалыми, все свое достояние он завещал на благотворительность. Кроме того, его вклад в медицинские науки невозможно отрицать.

Мне нравится
66