«Летят журавли». История невыдуманной любви

12 октября 1957 г. на экраны советских кинотеатров вышел легендарный фильм Михаила Калатозова «Летят журавли».

Многие сюжеты картины взяты из жизни Виктора Розова - сценариста фильма «Летят журавли». Но главные интриги картины - смерть Бориса и измена Вероники - выдумка автора. На самом деле любимая девушка, которая провожала Розова на фронт, дождалась его и стала спутницей на всю жизнь.

«Когда я писал про Веронику (это был 1943 год), у меня в воображении была моя Наденька - русская красавица-блондинка. Самойлова совсем другая, поэтому я был против её кандидатуры», - однажды признался сценарист телеканалу «Культура». На главную роль действительно сначала пробовали светловолосую актрису Елену Добронравову, но режиссёр Михаил Калатозов выбрал молоденькую брюнетку Таню Самойлову и не ошибся.

В мае 1958 года, «Летят журавли» получил в Каннах «Золотую пальмовую ветвь». Больше ни один отечественный фильм не удостаивался такой высокой награды.

В фильме «Летят журавли» очень много пронзительных кадров. Борис стремительно бежит по винтовой лестнице к своей любимой… Бориса сражает пуля, он падает и видит, как высокие кроны берёз кружатся над ним… Чтобы снять настолько сильные и мощные сцены, оператору Урусевскому приходилось изобретать для них необычные приспособления. Например, для пробежки Алексея Баталова по винтовой лестнице в павильоне была построена декорация лестничного колодца высотой в три этажа, внутри которой стоял железный столб с прикреплённой к ней операторской люлькой.

Урусевский садился в неё, а помощники за верёвку тянули конструкцию вверх так, что мастер вместе с камерой поднимался параллельно бегущему Баталову. Но особенно сложными были военные съёмки. Грязь, холод, болота… Чтобы снять сцену смерти Бориса, оператора посадили на малюсенькую тележку и бесконечно долго катали по болотной жиже вокруг стволов промокших берёз. Работа была адской, зато результат стоил того.

Актёрам фронтовые эпизоды тоже дались нелегко. В фильме есть сцена, в которой Борис в ответ на скабрёзную шутку в адрес любимой бьёт солдата и у них начинается драка. В один из дублей Баталов упал лицом в воду, где торчали обрубленные ветки кустов, и одна из них очень сильно разодрала ему лицо. Актёра срочно увезли в больницу, сделали операцию, наложили швы. Баталов потом признавался, что в тот момент навсегда попрощался с актёрской профессией и думал, что останется с изуродованным лицом… К счастью, «заштопали» его удачно, швы зажили, и через месяц съёмки были возобновлены.

Ещё больше несчастий свалилось на юную Татьяну Самойлову. Вот уже полвека зрители восхищаются её Вероникой и даже не подозревают о том, что актриса в этот период была больна. У неё начался туберкулёз… Татьяна задыхалась, через каждые три часа ей делали уколы, но она продолжала работать.

Во время съёмки эпизода, когда Вероника взбегает по лестнице в разгромленный бомбой дом родителей, актриса от слабости упала в обморок. Нагрузка была так велика, что после фильма у неё ещё и сердце разболелось. Пришёл врач, послушал и сказал: «Таня, у вас микроинфаркт»…

Позже актриса не раз признавалась в интервью, что в этот период в её жизни произошло ещё одно трагическое событие. Она забеременела, но ради карьеры решила сделать аборт и убила своих двойняшек. Её тогдашний муж Василий Лановой не простил ей этого и ушёл из дому.
Мало кто знает, что эффектный макияж ярких, выразительных глаз Вероники придумал Алексей Баталов. «Мы встретились с Алёшенькой на даче, - вспоминает актриса в интервью телеканалу «Россия». «Ты знаешь, у тебя очень красивые глаза», - сказал он мне, потом взял спичку, сжёг её и нарисовал с её помощью жирные стрелки на моих глазах. «Вот так ты должна гримироваться, это лицо Вероники».

У Баталова и Самойловой было очень мало совместных сцен, тем не менее между ними установились дружеские и тёплые отношения. Актриса долго скрывала от съёмочной группы свои проблемы со здоровьем. В секреты Татьяны, в том числе личные, был посвящён только Баталов.

На съёмках фильма однажды случайно оказался 20-летний француз Клод Лелуш, начинающий оператор-документалист. В тот день снималась сцена с лестницей, свадьба молодожёнов. Юноша наблюдал за происходящим два часа и был настолько потрясён увиденным, что в тот же момент решил стать кинорежиссёром. Вернувшись в Париж, он позвонил совершенно незнакомому человеку - директору Каннского фестиваля - и сказал, что видел великолепный фильм, который необходимо пригласить на фестиваль. Очень скоро отборщик Канн отправился в Москву, и «Летят журавли» включили в конкурс.
Советские режиссёры и операторы были в восторге от фильма, а вот пресса его раскритиковала.

Но всё изменилось после триумфа на Каннском кинофестивале. Отношение к картине стало кардинально другим - его признали шедевром советского кинематографа.

Татьяна Самойлова могла стать знаменитой голливудской актрисой. Получив главный приз в Каннах (и обогнав Софи Лорен), актриса тут же получила предложение сниматься в США в фильме «Анна Каренина», где её партнёром должен был стать Жерар Филипп. Самойлова готова была сказать «да», тем более что она хорошо знала французский и английский языки. Но руководитель советской делегации категорически запретил ей вести переговоры с западными кинематографистами.

Мне нравится
78