← вернуться к рассылке

«Летят журавли». История невыдуманной любви

«Летят журавли». История невыдуманной любви

12 октября 1957 г. на экраны советских кинотеатров вышел легендарный фильм Михаила Калатозова «Летят журавли».

Многие сюжеты картины взяты из жизни Виктора Розова — сценариста фильма «Летят журавли». Но главные интриги картины — смерть Бориса и измена Вероники — выдумка автора. На самом деле любимая девушка, которая провожала Розова на фронт, дождалась его и стала спутницей на всю жизнь.

«Когда я писал про Веронику (это был 1943 год), у меня в воображении была моя Наденька — русская красавица-блондинка. Самойлова совсем другая, поэтому я был против её кандидатуры», — однажды признался сценарист телеканалу «Культура». На главную роль действительно сначала пробовали светловолосую актрису Елену Добронравову, но режиссёр Михаил Калатозов выбрал молоденькую брюнетку Таню Самойлову и не ошибся.

В мае 1958 года, «Летят журавли» получил в Каннах «Золотую пальмовую ветвь». Больше ни один отечественный фильм не удостаивался такой высокой награды.

В фильме «Летят журавли» очень много пронзительных кадров. Борис стремительно бежит по винтовой лестнице к своей любимой… Бориса сражает пуля, он падает и видит, как высокие кроны берёз кружатся над ним… Чтобы снять настолько сильные и мощные сцены, оператору Урусевскому приходилось изобретать для них необычные приспособления. Например, для пробежки Алексея Баталова по винтовой лестнице в павильоне была построена декорация лестничного колодца высотой в три этажа, внутри которой стоял железный столб с прикреплённой к ней операторской люлькой.

Урусевский садился в неё, а помощники за верёвку тянули конструкцию вверх так, что мастер вместе с камерой поднимался параллельно бегущему Баталову. Но особенно сложными были военные съёмки. Грязь, холод, болота… Чтобы снять сцену смерти Бориса, оператора посадили на малюсенькую тележку и бесконечно долго катали по болотной жиже вокруг стволов промокших берёз. Работа была адской, зато результат стоил того.

Актёрам фронтовые эпизоды тоже дались нелегко. В фильме есть сцена, в которой Борис в ответ на скабрёзную шутку в адрес любимой бьёт солдата и у них начинается драка. В один из дублей Баталов упал лицом в воду, где торчали обрубленные ветки кустов, и одна из них очень сильно разодрала ему лицо. Актёра срочно увезли в больницу, сделали операцию, наложили швы. Баталов потом признавался, что в тот момент навсегда попрощался с актёрской профессией и думал, что останется с изуродованным лицом… К счастью, «заштопали» его удачно, швы зажили, и через месяц съёмки были возобновлены.

Ещё больше несчастий свалилось на юную Татьяну Самойлову. Вот уже полвека зрители восхищаются её Вероникой и даже не подозревают о том, что актриса в этот период была больна. У неё начался туберкулёз… Татьяна задыхалась, через каждые три часа ей делали уколы, но она продолжала работать.

Во время съёмки эпизода, когда Вероника взбегает по лестнице в разгромленный бомбой дом родителей, актриса от слабости упала в обморок. Нагрузка была так велика, что после фильма у неё ещё и сердце разболелось. Пришёл врач, послушал и сказал: «Таня, у вас микроинфаркт»…

Позже актриса не раз признавалась в интервью, что в этот период в её жизни произошло ещё одно трагическое событие. Она забеременела, но ради карьеры решила сделать аборт и убила своих двойняшек. Её тогдашний муж Василий Лановой не простил ей этого и ушёл из дому.
Мало кто знает, что эффектный макияж ярких, выразительных глаз Вероники придумал Алексей Баталов. «Мы встретились с Алёшенькой на даче, — вспоминает актриса в интервью телеканалу «Россия». «Ты знаешь, у тебя очень красивые глаза», — сказал он мне, потом взял спичку, сжёг её и нарисовал с её помощью жирные стрелки на моих глазах. «Вот так ты должна гримироваться, это лицо Вероники».

У Баталова и Самойловой было очень мало совместных сцен, тем не менее между ними установились дружеские и тёплые отношения. Актриса долго скрывала от съёмочной группы свои проблемы со здоровьем. В секреты Татьяны, в том числе личные, был посвящён только Баталов.

На съёмках фильма однажды случайно оказался 20-летний француз Клод Лелуш, начинающий оператор-документалист. В тот день снималась сцена с лестницей, свадьба молодожёнов. Юноша наблюдал за происходящим два часа и был настолько потрясён увиденным, что в тот же момент решил стать кинорежиссёром. Вернувшись в Париж, он позвонил совершенно незнакомому человеку — директору Каннского фестиваля — и сказал, что видел великолепный фильм, который необходимо пригласить на фестиваль. Очень скоро отборщик Канн отправился в Москву, и «Летят журавли» включили в конкурс.
Советские режиссёры и операторы были в восторге от фильма, а вот пресса его раскритиковала.

Но всё изменилось после триумфа на Каннском кинофестивале. Отношение к картине стало кардинально другим — его признали шедевром советского кинематографа.

Татьяна Самойлова могла стать знаменитой голливудской актрисой. Получив главный приз в Каннах (и обогнав Софи Лорен), актриса тут же получила предложение сниматься в США в фильме «Анна Каренина», где её партнёром должен был стать Жерар Филипп. Самойлова готова была сказать «да», тем более что она хорошо знала французский и английский языки. Но руководитель советской делегации категорически запретил ей вести переговоры с западными кинематографистами.

13.10.2018
Участвуйте в народном рейтинге интересных историй и фактов. Если вам понравилась статья - жмите на кнопку. Это интересно 78
Пост!