Анастасия Вертинская. Не безымянная звезда...

19 декабря изысканная и утончённая героиня Мольера, Чехова, Шекспира и Толстого, одна из самых красивых актрис, народная артистка России Анастасия Александровна Вертинская отмечает 74-й день рождения.

"Вивьен Ли советского экрана", как ее окрестили кинокритики, полюбилась зрителям своими ролями в фильмах "Алые паруса", "Человек-амфибия", "Гамлет".

Каких только эпитетов она не удостаивалась! неземная, Нездешняя, инопланетянка. В 60-е — кумир целого поколения, в 70-е — икона стиля, в 80-е — уже практически легенда...

...она по-прежнему Настенька, в крайнем случае — Анастасия, и уж в самом крайнем — Анастасия Александровна.
Изысканная красота Анастасии Вертинской, ее порода, необычный разрез глаз — конечно, и от мамы, очаровательной грузинки Лидии Циргвавы.

Актерское крещение она получила в Крыму. В районе между Ялтой и Коктебелем снимались волшебные «Паруса». Рядом были звезды советского кино — Иван Переверзев, Сергей Мартинсон, Зоя Федорова, уже известные тогда Василий Лановой и Олег Анофриев. У них был опыт, а у Вертинской — обезоруживающая молодость и нестандартная красота. Птушко в дневниках вспоминал, что работалось с Настей непросто, — она была своевольна и непредсказуема.

Слава «Алых парусов» моментально подкрепилась еще более громкой славой «Человека-амфибии», тоже не миновавшего крымских берегов. Гутиэре — по сути, та же Ассоль, но это только лишь усиливало ажиотаж среди поклонников. Вертинская оставалась на экране неповторимой — и продублировать эту неповторимость до сих пор ни у кого не получается.

Сегодня те ранние роли народная артистка Вертинская называет «бессознательным периодом творчества». Но, позволю заметить, именно этот «бессознательный период» стал самым ярким, сформировавшим наше восторженное отношение к Анастасии Вертинской.

Поглощенная кино, она забросила среднюю школу, доучивалась в вечерней школе рабочей молодежи. Бабушка в ужасе считала, что это все равно, что выйти на панель. А Настя была довольна: она подписывала педагогам свои фотографии — и получала в благодарность за это весьма хорошие оценки.

Вертинская снималась у лучших режиссеров — Григория Козинцева («Гамлет», роль Офелии), Сергея Бондарчука («Война и мир», Лиза Болконская), Георгия Данелии («Не горюй», княгиня Мэри — девушка с грузинскими корнями в грузинском же фильме). Она работала в лучшем театре той поры — «Современнике».

А еще Анастасия Вертинская стала первой отечественной булгаковской кино-Маргаритой. Юрий Кара хотел снимать в этой роли Елену Майорову, но потом остановился все-таки на Анастасии Вертинской. То, что готовый фильм не вышел к зрителям, а потонул то ли в продюсерских сейфах, то ли где-то еще, придает ситуации даже некоторую пикантность. Вертинская — Маргарита осталась легендой в сознании зрителей, а сила легенды всегда куда сильнее реального впечатления.

Мне нравится
57