← вернуться к рассылке

Рыцарь печального образа

Рыцарь печального образа

11 января народному артисту России Георгию Георгиевичу Тараторкину исполнилось бы 74 года.

Непревзойдённый актёр «театра Достоевского», тонкий исполнитель психологического репертуара, Георгий Тараторкин любим зрителями и по достоинству оценён российской театральной критикой. Родион Раскольников в постановке «Петербургские сновидения» Юрия Завадского, Иван Карамазов в «Братьях Карамазовых» (постановка П. Хомского), Ставрогин в «Бесах» (постановка Ю. Ерёмина) — каждую из этих его работ можно назвать шедевром театрального искусства, каждая из них внесла много новых штрихов в знакомые образы русского классика.

Георгий Георгиевич родился 11 января 1945 года в Ленинграде. Сама атмосфера города Достоевского, а также тяжёлые послевоенные годы, казалось, предопределили сближение будущего актёра с творчеством писателя.
Георгий Тараторкин с детства не мечтал о Мельпомене. Он родился в счастливый, но очень тяжёлый год Великой Победы в разорённом, но не сломленном Ленинграде. Когда мальчику было всего 7 лет, от тяжёлой болезни умер его отец. Мама осталась одна с двумя маленькими детьми на руках.

Дни напролёт она пропадала на работе, а в выходные водила детей в театры. Маленький Георгий завороженно смотрел на сцену, восхищался костюмами, удивлялся сюжету. Но актёром быть всё равно не хотел — он упорно твердил, что хочет стать учителем.
Затем, уже к окончанию школы, у него появилась новая идея — Тараторкин захотел быть художником. Но, поскольку соответствующего образования у юноши не было, устроился… электриком в родной ленинградский ТЮЗ, куда чаще всего водила его мама.

Юноша предполагал, что когда-нибудь он покажет свои работы театральным художникам, они придут в восторг и помогут ему выбиться в люди. Но художники оказались заняты своими делами, им было не до талантливого электрика, поэтому какое-то время Георгию пришлось повозиться с лампами, софитами, вилками, розетками. В качестве электрика он даже смог поучаствовать — практически сыграть! — в одном спектакле. Правда, самый первый выход на сцену у Георгия Тараторкина не задался.

По задумке режиссёра, в какой-то момент на сцене после очередного действа выключался свет, а затем менялись декорации — от электрика требовалось незаметно вынести стол с канделябром и удалиться. Георгий Тараторкин сильно волновался — он решил, что это очень ответственное задание. С утра привёл себя в порядок, надел отглаженные брюки и белую рубашку. Вечером во время спектакля сделал всё, как ему казалось, правильно: вышел, поставил, ушёл. Но спустя 10 минут за сценой раздались страшные крики и ругательства: «Это какой же идиот додумался выйти в темноте на сцену в белой рубахе?!»

Но, несмотря на то, что первый блин вышел комом, Тараторкин вскоре снова попал на сцену ТЮЗа — теперь уже в качестве актёра. Худой высокий электрик с большими глазами привлёк внимание руководства театра — молодому человеку внезапно предложили пройти творческое испытание и стать актёром студии при ТЮЗе. Конечно, он согласился: творчество манило гораздо сильнее, чем электричество.

После этого начинающий актёр переиграл в ТЮЗе немало спектаклей, прежде чем стать знаменитым. А известным Георгий Тараторкин стал после того, как… убил старушку. Правда, не по-настоящему, а перед кинокамерой в фильме Льва Кулиджанова «Преступление и наказание» в образе Родиона Раскольникова.

По слухам, Лев Кулиджанов выбрал на роль Родиона Раскольникова Георгия Тараторкина не только за его актёрский талант, но и за чересчур болезненный внешний вид. В конце 1960-х актёр перенёс тяжёлую болезнь, у него даже отнимались ноги, он страшно похудел, глаза стали казаться ещё больше. Режиссёру очень понравилась такая «натура», и он без сомнений утвердил Тараторкина на главную роль.Благодаря этой роли 23-летнего Георгия Тараторкина узнала вся страна. В 1971 году он стал самым молодым в истории отечественного кинематографа лауреатом Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых. В том же году его наградили орденом «Знак Почёта».

После этого персонаж Родион Раскольников навсегда оказался связан с Георгием Тараторкиным. После ошеломляющего успеха картины и получения Государственной премии РСФСР ленинградского актёра пригласили в Москву, в Московский академический театр имени Моссовета к Юрию Завадскому — на роль Родиона Раскольникова в спектакле «Петербургские сновидения».

Вообще, в Моссовете Раскольникова в «Петербургских сновидениях» играл Геннадий Бортников. Когда на эту роль ввели новую кандидатуру — Георгия Тараторкина — театральный мир разделился: одни выступали за Бортникова, другие видели потенциал в Тараторкине. Дошло до того, что в центральной прессе актёров даже попытались столкнуть лбами, разобрав по косточкам игру каждого. Но, что удивительно, ни Тараторкин, ни Бортников на подобные провокации не поддавались.

Более того, после одного из спектаклей, в котором играл Георгий Тараторкин, к нему в гримёрку пришёл Геннадий Бортников, подарил коллеге букет цветов и поздравил с прекрасной игрой.Недоброжелатели смолкли, интриги забылись, а Георгий Тараторкин стал полноправным исполнителем Раскольникова на сцене театра Моссовета. И благодаря роли Родиона Раскольникова Георгий Тараторкин в 1974 году окончательно перебрался в Москву, поближе к жене и сыну.

Ведь со своей супругой, московской актрисой Екатериной Марковой (Галя Четвертак в картине «А зори здесь тихие») — с которой, кстати, он познакомился во время съёмок «Преступления и наказания» — Георгий Тараторкин в течение нескольких лет виделся не так часто — она играла в Москве в «Современнике», он — в Ленинграде в ТЮЗе. Семья воссоединилась только спустя несколько лет, когда ленинградский Раскольников стал московским.

По характеру ролей артиста по праву можно причислить к хранителям духовной культуры, раскрывающей миру облик истинной России.
Георгий Георгиевич Тараторкин ушел из жизни 4 февраля 2017 г.

12.01.2019
Участвуйте в народном рейтинге интересных историй и фактов. Если вам понравилась статья - жмите на кнопку. Это интересно 27
Пост!