← вернуться к рассылке

Ирина Бугримова. Царица над царями

Ирина Бугримова. Царица над царями

Однажды 17-летней чемпионке Украины в толкании ядра Ирине Бугримовой приснился сон. В роскошном одеянии, с длинным хлыстом в руке она мчится в римской колеснице, в которую цугом запряжены десятки огромных кошек с золотыми гривами. Их злобное рычание сотрясает воздух, из-под когтей, царапающих каменную мостовую, летят снопы искр. Когда Ирина проснулась, не могла вспомнить, сколько диковинных кошек было в той упряжке. Восемьдесят, а может быть, сто? Сбилась со счета…

Дама со львенком
В 1967 году после окончания представления в Днепропетровском цирке, где Ирина Бугримова выступала со своим аттракционом, артистка приехала для интервью на местную студию телевидения. Автору этих строк посчастливилось в тот вечер быть дежурным, или, как тогда говорили, программным диктором и беседовать со знаменитой гостьей.
Минут за двадцать до начала эфира Бугримова подъехала в студию. Режиссер теленовостей Николай Бондарчук сразу
познакомил нас. Я думал увидеть этакого гренадера в юбке – кто же еще может управляться с грозными хищниками! А передо мной стояла миниатюрная женщина с иссиня-черными волосами, хрупкая, как статуэтка. При этом сразу бросились в глаза ее по-мужски крупные руки, усеянные бледными ручейками шрамов. Она прижимала к груди маленького, почти игрушечного львенка.
– Это Крэг, – сказала Бугримова. – Не бойтесь, погладьте! Котенку всего четыре месяца.
Обсуждать вопросы, на которые предстояло ответить гостье, было некогда. Не оставалось времени и для грима, на
что Ирина Николаевна отшутилась:
– Львам я нравлюсь, и это главное.

Трио «императоров»

На «орбиту» цирка Ирину невольно вывел отец. Больных животных Бугримовым приносили домой – в городе не было
ветеринарной клиники. Кого тут только не было: собаки, кошки, козы, свиньи, овцы… Однажды привели для осмотра… двугорбого верблюда.
– А мне хотелось полечить тигра или льва! – улыбается Ирина Николаевна. – Это в какой-то мере стало моей навязчивой идеей. Мечтала не столько лечить, сколько воспитывать зверей. Именно воспитывать, – подчеркнула моя собеседница.
Руководство Харьковского цирка стало приглашать Ирину как помощницу профессора ветеринарии для осмотра дрессированных животных. Тогда-то юная спортсменка и задумала стать артисткой цирка. Однажды за кулисами она познакомилась с тренером по мотоспорту Александром Буслаевым и сразу влюбилась в него, хотя мужчина был старше ее на 16 лет. Через некоторое время они поженились.

У супругов родилась идея невиданного аттракциона – «Полет на санях из-под купола цирка». Дирекции идея понравилась, и им разрешили репетировать, снабдили необходимым оборудованием.
Номер получился эффектным: сани с артисткой неслись из-под купола по трамплину, затем взмывали в воздух, пролетали через кольцо и приземлялись на страховочную сетку, натянутую над ареной. Будучи выдумщицей, Ирина довольно быстро охладела к номеру с санями, решив всецело посвятить себя дрессуре животных. Сначала подготовила аттракцион с лошадьми, а спустя полгода стала присматриваться к хищникам. Поводом послужил ее разговор с руководителем Центрального управления государственными цирками Александром Данкманом, который давно хотел пригласить на арену женщину, укротительницу тигров или львов.

В то время советский цирк жил амбициозными планами, толчком к которым в немалой степени послужил художественный фильм «Цирк» Григория Александрова. Не сходил с арены и впечатляющий номер «Полет на Луну», с которым по СССР гастролировали американские артисты. Исполнительница главной роли Марион Диксон пользовалась большой популярностью.
Нужно было поставить оригинальный номер, способный затмить «Полет на Луну». Намерение Данкмана получило финансовую поддержку. Новой героиней, соперницей Диксон, он видел Ирину Бугримову. Для начала она взялась сделать номер с леопардами, но вскоре поняла, что сенсацию сможет произвести только аттракцион со львами, истинными царями зверей. Ее замысел одобрили, и вскоре Ирина стала обладательницей трех львят, которым дала «императорские» клички – Гай, Юлий и Цезарь (судя по всему, не обошлось без памятной книжки из отцовской библиотеки). Методов дрессуры львов тогда не было, поэтому начинающей артистке предстояло самой прокладывать дорогу к успеху, полагаясь на собственную интуицию.

Не трюки, а спектакли
До середины 1920-х годов на аренах советских цирков было много иностранцев, но постепенно к концу 1930-х годов
артистов из-за рубежа почти не осталось. Александр Данкман был настоящим новатором. В частности, он впервые ввел в практику цирка институт режиссуры, при нем наши арены увидели много номеров, не имевших аналогов в мире.
Шел предвоенный 1940 год. Ирина Бугримова оказалась, что называется, на волне преобразований. Она не просто
выходила на манеж с номером, а ставила маленький спектакль. Львы выполняли невероятные по сложности номера: передвигались по канату, вместе с укротительницей качалась на качелях под куполом. Большой успех имели такие номера, как «Лев на мотоцикле», «Кресло смерти».
Всякий раз перед зрителями появлялась этакая женщина-вамп, в облике которой сочетались отвага и романтичность. Чего стоил только трюк «Кресло смерти»! Ирина садилась на своеобразный трон, два льва передними лапами опирались на его подлокотники, а третий – на спинку. Укротительница начинала кормить зверей мясом. При этом один зверь буквально дышал ей в шею. Это был огромный риск, но Ирина Николаевна доверяла своим питомцам.

Смертельная опасность
«Кошечки», каждая весом до 220 килограммов, нередко показывали свой норов. Так, в 1941 году лев Юлий сбил Ирину Николаевну с ног, а Гай тут же вцепился в укротительницу. В больнице ей наложили полсотни швов. Спустя пять лет она выдержала атаку Таймура. В 1955 году во время представления лев Аракс решил «поиграть»: Бугримова махнула рукой, а он в ответ – лапой, и три оторванных пальца Ирины Николаевны повисли на сухожилиях. Превозмогая страшную боль, она довела номер до конца. Три года спустя во время гастролей в Польше Гриф задел лапой лицо Бугримовой. Сорвал кожу, повредил глаз. Она мужественно завершила выступление, то и дело промокая лицо салфеткой: глаз, залитый кровью, ничего не видел. Были и другие случаи…
Когда Цезарь видел назревающий «конфликт», он свирепым рыком отгонял собратьев от укротительницы. Так, что называется, бок о бок они проработали 23 года. Уже будучи старым, Цезарь помогал своей «царице» воспитывать «молодежь». Практически до последних дней жизни он исполнял все основные трюки. А когда стал совсем немощным, Бугримова вывела его из состава артистов. Услышав тогда знакомую музыку, под которую ежедневно выходил на арену, Цезарь начал рваться из клетки – и в кровь разбил морду о прутья решетки.

Со своими питомцами Бугримова объездила полмира. Карьера, безусловно, удалась, вот только личная жизнь укротительницы, как и у многих артистов цирка, не сложилась. С Александром Буслаевым она давно развелась, а нового спутника жизни – ровню по характеру – так и не встретила.
В 1970-е годы народная артистка СССР, Герой Социалистического Труда Бугримова, награжденная многими орденами и
почетными званиями, вела большую общественную работу: возглавляла Совет ветеранов Российской государственной цирковой компании, была членом президиума Центрального дома работников искусств, Общества защиты животных. Именем Бугримовой названа площадь в ее родном Харькове.

Умерла великая дрессировщица Народная артистка СССР Ирина Николаевна Бугримова 20 февраля 2001 года, была похоронена на Троекуровском кладбище Москвы.
Великая артистка ушла из жизни в возрасте 90 лет. 75 лет она служила советскому цирку, завоевав отечественной школе дрессуры всемирную славу, а себе – негласный титул царицы над царями.

Вадим ЦИМБАЛОВ

21.02.2019
Участвуйте в народном рейтинге интересных историй и фактов. Если вам понравилась статья - жмите на кнопку. Это интересно 57
Пост!