Ближайший родственник динозавров обнаружен в Новой Зеландии

Гаттерия или туатара – единственный живой представитель древнего отряда рептилий Rhynchocephalia (Sphenodontia), который около 250 миллионов лет назад имел общего предка с вымершими динозаврами.

Туатары существовали самостоятельно в течение ошеломляющего количества времени, в пределах 150-250 миллионов лет. Точное их родство остается спорным: одни уверены, что туатары тесно связаны с птицами, крокодилами и черепахами, другие – что они происходят от общего с ящерицами и змеями предка.

Новое исследование, опубликованное в журнале Nature, помещает туатару в эволюционную ветвь, общую с ящерицами и змеями и полагает, что они, по-видимому, отделились и были сами по себе около 250 миллионов лет. Эти рептилии до сих пор встречаются в Новой Зеландии.

Международная группа ученых попыталась раскрыть генетический код древней рептилии и начала изучать ее биологические особенности, которые делают этот вид таким уникальным. Одна из областей особого интереса к животному заключается в том, что ученые хотят понять, как оно может жить более 100 лет.

Изучение некоторых генов, участвующих в защите организма от разрушительного воздействия возраста, показало, что у туатары их больше, чем у любого другого вида позвоночных, включая человека. Это может дать ключ к пониманию того, как повысить сопротивляемость людей болезням, которые их убивают.

Но геном, как и сама туатара, имеет много других уникальных особенностей. Во-первых, ученые нашли окаменелости туатары возрастом 150 миллионов лет, и они выглядят точно так же, как останки сегодняшних рептилий. История окаменелостей говорит о происхождении туатары в триасовый период, когда динозавры только начинали бродить по земле.