Ученые выявили схожесть слез человека, птиц и рептилий

Более совершенные методы лечения болезней глаз могут быть разработаны благодаря результатам нового исследования бразильских ученых. Сотрудники Федерального университета Баии сравнили состав слез птиц и рептилий, а также их структурные составы после высыхания.

До этого ученые исследовали слезы только у небольшого числа млекопитающих, включая людей, собак, лошадей, верблюдов и обезьян, но не у рептилий и птиц.

Слезы играют важную роль в поддержании здорового зрения у разных видов живых существ. Команда ученых обнаружила, что, хотя слезы были похожи по химсоставу, они различались по структуре. Это различие в базовой структуре может быть использовано для выявления типов глазных заболеваний и разработки методов лечения.

Профессор Арианне Ориа, ведущий автор исследования, сказала, что выяснение того, как слезы способны поддерживать относительно постоянную внутреннюю среду глаза в различных условиях, «имеет решающее значение» для понимания их эволюции. Оно также «необходимо для разработки новых молекулярных составов офтальмологических препаратов».

Чтобы лучше понять роль слез у других видов животных, исследователи изучили выделения из глаз семи видов птиц и рептилий в неволе. Среди них были попугаи Ара, ястребы, совы, бирюзовые Амазонки (разновидность попугаев), а также черепахи, кайманы (разновидность крокодилов) и морские черепахи. Авторы также собрали образцы слез у 10 здоровых добровольцев.

Они обнаружили, что все типы слез содержат одинаковое количество электролитов, таких как натрий и хлорид, хотя слезы птиц и рептилий имели несколько более высокие концентрации. Исследователи также посмотрели на кристаллы, которые образовались, когда слезная жидкость высохла, и увидели, что разные виды слез формируют различные структуры.

Кристаллы слез морских черепах и кайманов были особенно уникальны, вероятно, из-за необходимости адаптации к водной среде. В человеческих слезах более плотные кристаллы возникают главным образом из-за изменений, вызванных повышенным присутствием слизи или макромолекул.