Математики открыли закон построения термитников

Исследователи из США и Франции создали математическую модель, которая объясняет сложное устройство термитников, а также визуализирует способы их постройки. Научнаяработапотемепоявиласьвиздании Proceedings of the National Academy of Sciences.

Жилище термитов — сложнейшее природное архитектурное сооружение, построенное группой животных без какого-либо централизованного планирования. Термитники возникают в итоге самоорганизованного строительства, которое ведется тысячами крошечных работников — говорят ученые, которые давно интересуются термитниками в контексте изучения самоорганизованных систем.

Математики из Гарвардского университета, группу которых возглавил Александр Хейде, объединились с коллегами из Тулузского университета в рамках масштабного изучения термитников. Ученые раскопали несколько подземных колоний термитов Apicotermes lamani, чтобы изучить их внутреннюю структуру при помощи компьютерной томографии.

Анализ архитектурных деталей реальных термитников позволил создать компьютерную модель, которая наглядно визуализирует архитектурные решения, существующие в гнездах термитов. Здесь есть впечатляющие винтовые лестницы, спиральные и линейные пандусы, а также другие интересные элементы. В основе любого термитника лежит биотектоническая система, описываемая уравнениями пространственно-временной эволюции.