Войти

Сергей Лемешев: ​Ленский, Фауст и Ромео

10 июля 1902 года родился Сергей Лемешев - один из самых прославленных лирических теноров в истории академической музыки.

История Лемешева характерна для XX века – это был классический пример «певца-самородка». Подобно Шаляпину, Сергей Яковлевич был выходцем из крестьян, его не учили с детства академической музыке, не «ставили голос». Он родился 10 июля 1902 года в тверской деревне Старое Князево: трое детей в семье, отец в городе на заработках, мать тянет все одна.

Сергей с детства работал – огород, молотьба, ночное. Как признавался много позже уже известный артист, больше всего он любил собирать грибы – в лесу можно было петь: «Петь в деревне при взрослых детям не полагалось».

Дебют Сергея Яковлевича в главном театре страны состоялся весной 1931 года, когда певцу было всего 28 лет – он спел Берендея в «Снегурочке», и руководство Большого зачислило его в труппу. Молодой, красивый, талантливый, прославленный певец тут же стал кумиром армии поклонниц, осаждавших служебный выход театра с цветами, умолявших об автографе – точно как в фильме «Музыкальная история», где Лемешев сыграл главную роль шофера, оперного самородка Пети Говоркова.

Критики в один голос говорили об уникальном тембре лирического тенора Лемешева, о его обаянии и том «внутреннем содержании», которое наполняло его безупречное исполнение. Роли шли одна за другой – к неподражаемому Ленскому прибавились Фауст, Вертер, Альмавива в «Севильском цирюльнике», Герцог в «Риголетто», Альфред в «Травиате», Рудольф в «Богеме», Ромео в «Ромео и Джульетте», Левко в «Майской ночи», Владимир Игоревич в «Князе Игоре» и многие другие.

Он пел народные песни – «Вдоль по улице метелица метет…» в его исполнении стала эталоном для подражателей, - романсы («Сто романсов Чайковского, которые я спел в цикле из пяти концертов, стали трамплином к моему Ромео — очень сложной партии», - вспоминал певец), современную на тот момент эстрадную музыку.Лемешев не раз подчеркивал, что он сам выбирает себе репертуар, но нельзя не учитывать, что ни один популярный артист в 30-50-е годы прошлого века не был свободен от конъюнктуры.

Этим, вероятно, объясняется присутствие в репертуаре певца произведений, прославлявших Сталина и советско-финскую войну 1940 года – с музыкальной точки зрения прекрасных, с идеологической – характерных для своего времени. Сергей Яковлевич оставил сцену, когда ему было около 60 лет, и в 1959—1962 годах руководил Оперной студией при Московской консерватории. Умер он в 1977 году.

Мне нравится
33