Войти

Мадам Лидия: русская муза Анри Матисса

История любви.

Лидия Делекторская… Светлая, сияющая, лучезарная, и не только потому, что у нее были светлые волосы, голубые глаза и бледная кожа. Сияние исходило изнутри этой незаурядной женщины. Она одновременно несла в себе два противоположных ощущения жизни – огромного счастья и очень большой боли.Вся ее жизнь была примером высокого служения – любимому человеку, искусству, Родине. Она с гордостью говорила, что подарила Франции Паустовского, а России Матисса, и это было правдой.

«Все в ее облике привлекало ясностью. Почему-то не могу назвать ее красавицей, но Матисс рисовал ее с восхищением», – писал о Лидии Делекторской Даниил Гранин, хорошо ее знавший. Великий художник тоже был светлым человеком. «Матисс потому и Матисс, – говорил Пабло Пикассо, – что у него внутри есть Солнце!» Наверное, поэтому эти два человека нашли друг друга и не расставались до самой смерти мастера.

Осенью 1932 года она переступила порог мастерской Анри Матисса, знаменитой «Режины», не зная о том, что перед ней – великий художник.
Матиссу тогда было 63, Лидии – 22. Она отчаянно нуждалась в работе, а по французским законам эмигранты могли претендовать лишь на определенные вакансии – манекена в модном доме, статиста на киносъемке, сиделки или натурщицы.

То, что Матисс взял ее к себе в помощники, было для Лидии, уставшей подрабатывать на изнурительных танцевальных марафонах и плохо знавшей французский язык, большой удачей.
Делекторская родилась 23 июня 1910 года в Томске, в семье врача. Ей было всего семь, когда грянула революция. В гражданскую войну в городе свирепствовали эпидемии тифа и холеры, унесшие ее родителей – Николая Ивановича и Веру Павловну. Оставшуюся сиротой Лидию сестра матери увезла в Харбин, наводненный русскими эмигрантами, бежавшими от большевиков. Порой казалось, что русских там было больше, чем китайцев.

В Харбине Лидия окончила реальное училище, а в 19 лет вышла замуж за своего соотечественника, который увез ее в Париж. Но семейная жизнь не сложилась – Лидию и ее мужа связывали лишь ностальгические чувства по России. Через год супруги развелись, и, не желая оставаться в одном городе с бывшим мужем, Делекторская переехала в Ниццу, где и состоялась ее встреча с Матиссом.

В то время художник писал громадное полотно «Танец». Его вдохновляли черноволосые и смуглые южанки, и поначалу на нежную блондинку Лидию он не обращал никакого внимания. Что поделать, она была женщиной не в его вкусе. Матисс был целиком поглощен работой и выходил из мастерской лишь на 10-15 минут, чтобы поговорить с женой. Когда через какое-то время суровый и проницательный взгляд художника стал задерживаться на Лидии, она не придала этому никакого значения. Ей и в голову не могло прийти, что она станет главной моделью великого художника и будет запечатлена на почти сотне его полотен.

Работа над полотном «Танец» была закончена, но теперь Матисс предложил Делекторской быть сиделкой при его больной жене, которая нуждалась в помощи и уходе. Лидия согласилась. Она приходила утром и уходила вечером, а потом, по просьбе художника, поселилась в его доме и стала выполнять функции и сиделки, и секретаря, и домоправительницы, сделавшись незаменимой. Будучи очень исполнительной, добросовестной и деликатной, со своими многочисленными обязанностями Лидия справлялась прекрасно.
С тех пор и до конца жизни великого художника Лидия была рядом с ним – двадцать два года.

В одном из писем она сама приоткрыла тайну их любви с Матиссом. «… Вас интересует, была ли я «женой» Матисса, – писала она. – И нет, и да. В материальном, физическом смысле слова – нет, но в душевном отношении – даже больше, чем да. Так как я была в продолжение двадцати лет «светом его очей», а он для меня – единственным смыслом жизни».

После смерти художника 3 ноября 1954 года Лидия собрала свои вещи и покинула дом. На похороны Матисса ее не пригласили. «Лидия была всего лишь человек на жаловании», – так скажет о ней внук Матисса. Она пережила и эти слова… Вторую половину жизни – сорок четыре года – Делекторская прожила в одиночестве, делая все для сохранения памяти о великом художнике.

Лидия Делекторская скончалась 16 марта 1998 года в Париже, оставив перед смертью записку: «Прошу положить рядом со мной рубашку Анри Матисса». На ее кремации было всего 6 человек. Из российского посольства никто не пришел… Урна с ее прахом, согласно ее воле, была перевезена в Петербург и захоронена на сельском кладбище Павловска. Ее привязанность и преданность Матиссу была беспримерной, а он сохранил ее красоту для вечности…

Мне нравится
37