Древние истоки письменности восходят к таинственным символам возрастом 6000 лет
Хотя люди оставляют свой след на поверхности Земли уже по меньшей мере десятки тысяч лет, трудно определить точный момент, когда наше желание записывать увиденное переросло в то, что мы называем «письменностью».
Теперь группа ученых из Болонского университета в Италии связала символы на древних месопотамских печатях с архаичной системой визуальной коммуникации, называемой протоклининой — формой искусства, которая со временем превратилась в одну из первых в мире настоящих систем письма. Исследование было опубликовано в журнале Antiquity.
«Тесная связь между древней печатью и изобретением письменности в Юго-Западной Азии давно известна, но связь между конкретными изображениями печатей и формами знаков почти не исследовалась», — говорит Сильвия Феррара из Болонского университета. «Это был наш исходный вопрос: оказали ли изображения печатей значительный вклад в изобретение знаков в первой письменности в регионе?»
Письмо — это сложная система правил, которая учит нас, как располагать и интерпретировать символы для передачи всех видов информации — от буквальных описаний до абстрактных мыслей.
Задолго до того, как были изобретены эти правила, символы, представляющие основные концепции, были вытравлены, нарисованы (или, в данном случае, напечатаны) на материале для передачи простых идей, которые со временем могли стать стандартизированными в качестве лексикона для безграмматического «протописьма».
Исследователи методично сравнивали рисунки, которые они обнаружили на древних цилиндрических печатях, с известными протоклинописными знаками. Выборка проанализированных ими цилиндрических печатей возникла еще до появления письменности в древней Месопотамии, вплоть до протописьменного периода.
Они утверждают, что сходство в визуальном изображении обычных артефактов на цилиндрических печатях (например, бахромчатые ткани и сетчатые сосуды) имеет общие элементы с соответствующими им протоклинописными символами.
Например, протоклинописные знаки, связанные с бахромчатым материалом, имеют треугольную форму с несколькими вертикальными линиями, направленными вниз от куска «ткани». Изображения людей, ткущих на цилиндрической печати из месопотамского города Сузы, имеют похожую форму, как и артефакты из города Урук.
Аналогичное сходство можно заметить между изображениями сосудов, обернутых в сетку, на цилиндрах и серией протоклинописных знаков, которые, по мнению исследователей, имеют то же значение.