Ученые поставили под сомнение дату извержения Везувия

Тщательный анализ четырнадцати гипсовых слепков, сохранивших пустоты, оставленные телами жертв Помпеи, выявил особые текстильные данные, которые бросают новые тени сомнений на один из самых устоявшихся исторических консенсусов: точную дату катастрофы.
Междисциплинарная исследовательская группа по культуре смерти ÁTROPOS при Университете Валенсии после детального изучения отпечатков одежды на штукатурке определила, что люди, оказавшиеся в ловушке ярости Везувия, как в домах, так и в общественных местах, единогласно носили два шерстяных предмета одежды: тунику и плащ, сотканных из толстой пряжи, что делало их особенно тяжелыми.
Эти выводы, представленные несколько дней назад археологом, антропологом и профессором античной истории Льоренсом Алапонтом на Международном конгрессе, посвященном дате извержения Везувия, выходят за рамки простого описания одежды и углубляются в сферу условий окружающей среды последнего дня.
Однородность одежды, состоявшей из двух слоев шерсти, ткани, которая в то время была повсеместно распространена из-за своей экономичности и доступности, вызывает существенные вопросы о преобладающей в тот день температуре.
Каноническая гипотеза, подкрепленная эпистолярными записямиПлиний Младший датирует извержение 24 августа 79 года н. э., день, который по юлианскому календарю соответствовал бы концу лета в Неаполитанском заливе. Однако вещественные доказательства, собранные командой ÁTROPOS, предполагают иной климатический сценарий.
Наличие двух кусков плотной шерсти, материала, известного своими теплоизолирующими свойствами, не соответствует высоким летним температурам, ожидаемым в этот день. Из четырнадцати исследованных слепков в четырёх удалось точно определить как тип одежды, так и плотность ткани, из которой она была изготовлена, что представляет собой значительный и надёжный образец.
Алапонт подчеркивает, что обнаруженная одежда указывает на две неисключительные возможности: заметно более холодный климат, чем предполагалось ранее для 24 августа, или настоятельная необходимость защитить себя от внезапно ставшей опасной окружающей среды, насыщенной газами, пеплом и пирокластическими материалами, выброшенными вулканом.
В этом контексте одежда могла быть интерпретирована либо как реакция на прохладный день, либо как импровизированный щит от агрессивных стихий извержения. Ключевой момент заключается в том, что не обнаружено никаких различий между текстильными остатками погибших внутри дома и на улицах; все они носили одинаковую одежду, что подтверждает идею об общем состоянии окружающей среды, а не о личном выборе, ограниченном домашней сферой.
Проанализированные слепки из некрополя Порта-Нола, обнаруженного в 1975 году, представляют собой фотонегатив, запечатлевший момент почти двухтысячелетней давности. Благодаря тщательному изучению следов, оставленных складками и драпировкой тканей на затвердевшем пепле, исследователи смогли расшифровать структуру ткани, её толщину и свойства.
Этот методологический подход, объединяющий археологию, физическую антропологию и анализ материалов, позволяет провести криминалистическую реконструкцию последнего момента, оторванную от письменных источников и основанную на молчаливых свидетельствах самих останков.
Все эти элементы, в сочетании с новой информацией о плотной шерстяной одежде, создают убедительную картину, указывающую на более поздний сезон, вероятно, осень. Следовательно, извержение могло произойти в октябре или даже ноябре, в месяцы, когда ношение шерстяного плаща поверх туники казалось не только понятным, но и необходимым для борьбы с холодом.
Группа ÁTROPOS, в состав которой входят специалисты по древней истории, археологии, биоантропологии, химии, истории искусств и римскому праву, подчеркивает необходимость внедрения и объединения различных методологий для выяснения точных обстоятельств катастрофы.
Их работа демонстрирует, как научное изучение, казалось бы, обыденной детали, такой как текстура окаменелой ткани, может разрушить давние хронологии и заставить нас переписать с большей точностью страницы события, определившего конец эпохи.
Тяжелая шерсть жертв Помпеи — это не просто странная деталь, а первостепенное климатическое и хронологическое свидетельство, последнее послание, сотканное за несколько мгновений до наступления вечной тьмы.